Долгий путь к новым реалиям
Каким был уходящий год для постсоветского пространства
В 2012 году Россия, Беларусь и Казахстан продолжили строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства с целью выхода на создание Евразийского союза. Пока данный проект носит чисто экономический характер, но по мере своего развития неизбежно начнет затрагивать и политические аспекты, как это произошло в Евросоюзе.
Проект ТС/ЕЭП – ЕАС является, по-видимому, наиболее перспективным интеграционным проектом на постсоветском пространстве, поэтому он и начинает вызывать явное раздражение у двух крупнейших государств мира – США и Китая. Проявляется это раздражение по-разному (традиционно более открыто – у США, скрыто – у Китая), но оно очевидно: этим странам совершенно не нужен конкурент, сходный с ними по силам. ЕС они в таком качестве, видимо, не рассматривают из-за экономических проблем, политических противоречий и военной слабости.
В уходящем году прошел ряд военных учений в рамках ОДКБ, в первую очередь – в регионе Кавказа. В июне организацию покинул Узбекистан (второй раз в ее истории), что, однако, никак практически не ослабит ОДКБ, поскольку Ташкент и так никакого участия в его деятельности не принимал. Наоборот, теперь, избавившись от откровенного саботажа со стороны Узбекистана, можно гораздо легче и быстрее принимать консолидированные решения, направленные на укрепление общей обороны. Тем более что осенью Россия заключила с Кыргызстаном и Таджикистаном новые договоры о пребывании на территории этих стран российских военных баз. В конце года Россия отключила РЛС системы предупреждения о ракетном нападении в азербайджанской Габале, поскольку Баку предложил совершенно неприемлемые условия аренды этой станции. Это событие на самом деле также лишь укрепит нашу обороноспособность, так как на боевое дежурство в ускоренном режиме поставлена гораздо более современная РЛС под Армавиром. Теперь страна может в таком важнейшем вопросе не зависеть от прихотей соседей.
В конце года на Украине состоялись парламентские выборы, после которых ни правящая Партия регионов, ни оппозиция не будут иметь устойчивого большинства. При этом нельзя не отметить, что в условиях быстрого разрастания в этой стране социально-экономического кризиса заметно снизилась популярность как правящей партии, так и традиционной «оранжевой» оппозиции. Успеха добились «третья сила» в лице партии «УДАР», а также коммунисты и националисты (партия «Свобода»). Президент Украины Янукович продолжает маневрирование между ТС и ЕС, что, однако, не только не приносит ему политических и экономических дивидендов, но и ведет к дальнейшему усугублению кризиса. При этом итоги выборов в Раду в очередной раз подтвердили, что страна, по сути, остается расколотой на две или три страны с совершенно разными политическими установками и взглядами на будущее. Что делает весьма сомнительным будущее Украины в ее нынешнем виде.
Молдова в марте 2012 года обрела президента, прожив 2,5 года без человека, занимавшего эту должность. Впервые с сентября 2009 года парламент страны смог собрать необходимое большинство и избрать президентом юриста Николая Тимофти. В самом начале года в должность президента непризнанной Приднестровской республики вступил Евгений Шевчук, сменивший Игоря Смирнова, возглавлявшего Приднестровье 20 лет. Россия, Украина, ЕС и США продолжают искать пути выхода из конфликта между Кишиневом и Тирасполем, но пока эти поиски успехом не увенчались. Тем более что между внешними игроками нет никакой реальной координации, каждый преследует свои интересы.
Еще более далек от урегулирования конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Хотя здесь, в отличие от приднестровского случая, внешние силы в лице Минской группы (Россия, США, Франция) действуют совместно с целью примирения Армении и Азербайджана, но позиции Еревана и Баку остаются непримиримыми и взаимоисключающими. Более того, напряженность в этом регионе медленно, но уверенно нарастает. Состоявшиеся в Армении в мае 2012 года парламентские выборы никак не повлияли на данную ситуацию, да и на общий политический расклад внутри страны.
Кардинальные перемены произошли в 2012 году в Грузии. На парламентских выборах уверенную победу одержала оппозиционная партия «Грузинская мечта», ее лидер, миллиардер Бидзина Иванишвили возглавил правительство страны. Теперь он и его сторонники занимаются фактическим демонтажем режима Саакашвили, который в следующем году должен будет покинуть президентский пост. По-видимому, радикальные перемены во внутренней политике в наступающем году коснутся и внешней политики. В частности, появляется шанс положить конец жесткой конфронтации между Тбилиси и Москвой. Хотя, конечно, до полного признания реалий, то есть необратимости независимости Абхазии и Южной Осетии грузинскому руководству еще очень далеко.
Состоявшийся в конце 2012 года саммит СНГ в Ашхабаде показал, что эта организация вполне жизнеспособна, по крайней мере, как формат для встреч лидеров. А более узкие форматы, сложившиеся внутри СНГ, имеют вполне реальные перспективы стать «ядрами» новой интеграции на постсоветском пространстве. За истекшие два десятилетия народы и лидеры постсоветских стран в целом смогли определиться в том, нужны ли им новые формы интеграции и если да, то какие именно. Возможно, именно столь долгий путь гораздо вернее приведет к цели.