Литовские чистки привели к коллапсу на границе
Информация о задержании большой группы литовских таможенников, подозреваемых в коррупции, появилась в среду, 5 декабря, и была тут же подхвачена СМИ многих стран. Что и понятно: таможня — весьма значимый орган как в экономике и логистике отдельного государства, так и в международных отношениях. Первоначально цифры относительно числа задержанных были противоречивыми. Вскоре литовские информагентства уточнили, ссылаясь на главного прокурора отдела Вильнюсской окружной прокуратуры по расследованию оргпреступлений и коррупции Мартинаса Йовайшу: в злоупотреблении служебным положением и взяточничестве подозреваются 29 сотрудников. Рано утром на службе был задержан 21 таможенник Медининкайского поста, остальные — также в первой половине дня, на работе либо дома. Прокурор заметил на пресс–конференции, что цифры, скорее всего, неокончательные.
Как вскоре выяснилось, масштаб коррупции «не удивил» главу таможенного департамента Антанаса Шипавичюса, слова которого цитировало агентство Delfi: «...Таможенный департамент располагал информацией о том, что некоторые таможенники взимали с водителей большегрузных машин незаконную мзду в размере 20 — 40 литов. Если таможенник фиксировал якобы имевшееся или реальное нарушение, то плата была еще выше». По его данным, за сутки поборы с водителей составляли около 1.000 литов.
Начальник службы служебных расследований Гедрюс Цининас подтвердил системность коррупции: «Мы не можем говорить, что не было системы. Задержаны люди со всех четырех смен».
Первичная информация была получена от водителей, поступали и анонимные звонки. Расследование длилось 4 месяца и еще продолжается.
Из строя выбыла практически треть сотрудников литовского таможенного поста: как это отразилось на работе белорусской стороны — погранперехода «Каменный Лог — Медининкай»?
Начальник управления организации таможенного контроля ГТК Владимир Орловский сказал корреспонденту «СБ», что новость была для его коллег неожиданной: ее узнали из СМИ. Задержания тут же сказались на работе дневной смены поста «Каменый Лог» 5 декабря: литовские таможенники не выполнили свою обычную норму. Если в нормальном режиме они в среднем принимают на въезд по 600 грузовых транспортных средств, то за сутки с 5–го на 6–е пропустили лишь 380. По этой причине утром 6 декабря в очереди на выезд из Беларуси в Литву стояло около 600 (!) машин.
Это расценивается белорусской стороной как чрезвычайная ситуация. В подобных случаях сотрудники нашей таможни оповещают о ней сопредельную сторону и совместно принимают меры для нормализации обстановки. По словам В.Орловского, ситуация постоянно мониторится и на посту «Каменный Лог» — «Медининкай». Как заверяет литовская сторона, численность смены поста будет увеличена: к 20 оставшимся таможенникам в «Медининкае» добавится подкрепление с других КПП. Пока же ГТК рекомендует водителям выбирать другие пункты пропуска для выезда в Литву.
В Госпогранкомитете Беларуси ситуацию также отслеживают: «В настоящее время ситуация взята под контроль, мы наладили обмен информацией с литовскими коллегами в режиме реального времени». Грузоперевозчикам рекомендуется использовать переходы «Котловка», «Бенякони» и «Привалка».
В дежурной части Ошмянской таможни редакции сообщили, что вчера на момент подписания номера в печать на КПП «Котловка», куда теперь двинулись многие перевозчики, выезда в Литву ожидало 220 грузовиков и 35 легковых автомобилей. С той стороны границы очередь была гораздо меньше: по 10 фур и легковых машин. Это касается, кстати, и поста «Медининкай»: выезда из Литвы ожидало всего 10 грузовиков и 15 легковых автомобилей.
Сотрудники Ошмянской таможни в ближайшие дни ожидают наплыва транспорта на своем участке границы. Но к такому повороту событий усиленно готовятся: накануне рождественских и новогодних праздников это привычная картина.
Авторы публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ, Иосиф ПОПКО