Евразийские интересы – XXI век
Международный интеграционный форум состоялся в Санкт-Петербурге
Город на Неве вновь подтвердил свой статус парламентской столицы стран Содружества. 3десь, в Парламентском центре МПА СНГ, состоялся Международный форум «Евразийская интеграция в XXI веке», участие в котором приняли депутаты из разных государств постсоветского пространства. В качестве наблюдателей и гостей на форуме работали парламентарии из Сербии – представители ведущей политической партии этого балканского государства.
К участникам Санкт-Петербургского форума с приветствиями обратились руководители российского парламента. Напутственные слова Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко зачитал заместитель председателя Ильяс Умаханов, подчеркнув, что «логика интеграции на определенном этапе потребует формирования полноценного евразийского парламента или евразийской ассамблеи».
И. Умаханов отметил, что переход к Единому экономическому пространству предполагает создание единого рынка с унифицированным законодательством. В настоящее время, по его словам, парламентами трех стран создана рабочая группа, которая прорабатывает различные модели единого законодательного органа.
По словам заместителя Председателя Госдумы Сергея Железняка, этим направлением сейчас активно занимается Сергей Нарышкин. «Парламентское измерение евразийской интеграции требует уникальных решений – нужна формула, которая позволит активно работать депутатам всех стран – участниц интеграционных объединений. Как депутат я считаю, что нужна всесторонняя партийная и общественная экспертиза любого варианта парламентского евразийского измерения – ведь речь идет не об удобстве или амбициях депутатов, а об интересах избирателей», – полагает Сергей Железняк.
Участники форума анализировали все аспекты евразийской интеграции – ее экономическую, социальную и политическую основу. Круглый стол, посвященный вопросам партийного измерения евразийской интеграции, стал, пожалуй, самым острым. Представители правящих партий ряда стран СНГ подвели на форуме некоторые итоги межпарламентских и межпартийных консультаций по вопросам евразийской интеграции, которые, как оказалось, активно ведутся. Так, недавно российские парламентарии провели очередной раунд переговоров с армянскими коллегами в Ереване – в Санкт-Петербурге подводили, как отметил член Совета Федерации ФС РФ Андрей Климов, промежуточные итоги политического диалога.
О роли политических партий в интеграционных процессах на постсоветском пространстве говорили парламентарии из Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Говорилось на форуме и о том, какую роль могут сыграть в развитии интеграционных процессов региональные связи: приграничное сотрудничество, опыт городов-побратимов, создание межрегиональных объединений стран СНГ.
Заместитель председателя Могилевского областного исполнительного комитета Владимир Некрашевич на примере своего региона рассказал, как предприятия области используют преимущества Евразийского экономического пространства. «Мы создали ряд совместных предприятий с российскими и казахстанскими партнерами по сборке и сервису сельскохозяйственной техники. Создаем дилерские сети белорусских предприятий в России, с казахстанскими партнерами намерены развернуть совместный Индустриальный парк», – Владимир Владимирович перечислил только некоторые примеры продвижения экономического и инвестиционного потенциала своего региона в рамках ЕЭП.
На форуме был представлен проект евразийского международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай». Начинается он в Шанхае, проходит через территорию Казахстана и России. Конечной точкой автострады ее авторы видят Санкт-Петербург и его портовые возможности. Как пояснил для читателей газеты «Союзное вече» генеральный директор ОАО «Дирекция строительства автострады» Башкортостана Рашит Рафиков, новая скоростная автострада будет связывать все транспортные коридоры России. Китайская сторона уже заканчивает свой участок четырехполосной трассы до границ Казахстана, в котором новая магистраль будет пока двухполосной. Ее строительство в Казахстане признано приоритетным государственным проектом.
На российской стороне часть нового транспортного коридора совпадает с исторически сложившимся веками маршрутом – Северным шелковым путем. Старые дороги сейчас активно расширяются и доводятся до современного уровня безопасности, комфорта и т.д. Ведь новый транспортный коридор будет рассчитан на скорость до 150 километров в час, чтобы товары из Шанхая в Санкт-Петербург (а это расстояние в восемь тысяч километров) могли доставляться за 8–10 дней. Только так Россия может использовать свой транзитный потенциал и новые евроазиатские возможности эффективно.
Сейчас активно ведутся работы на участках дороги по территории Башкортостана и Татарстана. К слову, часть трассы будет платной. Строительство этих участков – удачный пример частно-государственного партнерства. ОАО «СМП-Нефтегаз» уже инвестировало в два участка новой дороги 7,6 млрд рублей.
По замыслу авторов транспортного проекта, магистраль должна обогнуть Московскую область и пройти по малонаселенным Вологодской, Новгородской и Ленинградской областям – такая современная и заполненная трасса должна стать «вторым дыханием» в жизни этих российских регионов.
Опыт проведения международной конференции «Евразийский союз: амбиции, проблемы, перспективы», состоявшейся в июне 2012 года в Казани, продемонстрировал необходимость расширения общественных консультаций по экономическим вопросам евразийской интеграции с участием представителей парламентариев, деловых кругов и экспертного сообщества стран – участниц Таможенного союза, а также их коллег из других государств и международных организаций.
Круглый стол «Евразийская интеграция глазами молодых», в котором приняли участие молодые политики и общественные деятели из стран СНГ и Украины, был не дискуссионным – тема дружбы и сближения для молодых политиков Содружества бесспорна.
Участники встречи обсуждали возможность новых молодежных межгосударственных программ и проектов в образовании, культуре, социальной сфере. В Санкт-Петербурге выяснилось, что молодежь СНГ готова к созданию Евразийского молодежного парламента, а для начала – не прочь провести уже следующим летом Молодежный евразийский форум.