Раввин Григорий Абрамович: Ле хаим — за жизнь!
Как еврейская традиция может помочь в борьбе с пьянством?
Единого ответа на вопрос, как бороться с пьянством, нет. Есть медицинские центры, есть методы нетрадиционной медицины, есть и пути, связанные с верой и самоконтролем. Как раввину мне приходилось отвечать на вопрос “Почему так сложно встретить пьющего еврея? Неужели есть что-то в еврейской культуре или религии, что является сдерживающим или контролирующим фактором?”. Увы, и на этот вопрос нет однозначного ответа. Но кое-что из еврейской традиции можно взять.
“Не будь среди упивающихся вином” — такой совет дает нам книга Притч (глава 23). В этой же главе говорится, что вино красиво, проходит легко, но впоследствии укусит, как змей. Есть и другие места в Торе (Ветхом завете), говорящие об алкоголизме как зле. Однако запрета на вино, употребляемое в определенном количестве и по определенному поводу, мы не найдем. Мы читаем в Книге Судей (глава 21) о праздновании сбора винограда, а также узнаем из Торы, что вино, возливалось на жертвенник в Иерусалимском храме. И вопрос остается лишь в том, что если алкоголизм зло, а вино или иной хмельной напиток не являются таковыми, то дело не в алкоголе, а в количестве выпитого либо в причине пития.
Итак, каждую пятницу вечером, в канун наступления субботы, еврей обязан произнести благословение наступающего Шаббата над бокалом вина, а после может выпить вино. Не удивляйтесь, нет в этом ритуале максимума для жидкости, но есть минимум — 86 миллилитров. Данный ритуал, на иврите Киддуш, проводится и в полдень в субботний день, и в праздники, которые проходят почти каждый месяц. То есть в год можно вполне обоснованно совершить Киддуш и выпить вина (если нет вина, то другого напитка) более 120 раз! Более того, на пасхальную трапезу рекомендуется выпить не менее четырех бокалов вина, а на веселый праздник Пурим вообще нет ограничений. Но при этом мы читаем в Талмуде (трактат Берахот 35б), что лишь умеренное количество хмельного возбуждает аппетит и полезно для здоровья. Да и процесс пития должен быть укрепляющим, а не разрушающим для физического и морального составляющего человека. Во время застолья принято говорить ле-хаим! — “за жизнь!” Этот совет Талмуда (трактат Шаббат 67) говорит о том, что мы не пьем, чтобы “напиться и забыться”, а лишь по определенному поводу и в рамках ритуала. Справедливости ради надо упомянуть и другой древний источник (Псикта де рав Кагана 11), рекомендующий пить не более двух бокалов охлажденного вина и не более трех бокалов подогретого.
Сегодня много пишется о генах ADH2-2, способствующих расщеплению алкоголя в крови. Однако идее смещения акцентов с принятия алкоголя по периодичности и количеству на причину и ритуал пития более двух тысяч лет. И стоит еще раз задуматься об истоках традиции, которая учит нас многому, мотивируя нас опираться на причины того, что и как мы празднуем.