Дорога длиною в полмира
Грузовые автоперевозки по маршруту Китай – Европа за десять дней
Президент группы компаний «Д-Транс» Валерий Демчук поделился с корреспондентом «СВ» своим видением развития автомобильного транспорта в Союзном государстве и Таможенном союзе «тройки».
Если в СССР, вспоминает он, было одно крупное предприятие – «Совтрансавто», а в Беларуси, России, Украине, на Кавказе и Дальнем Востоке – на всех, кажется, 5 тысяч грузовиков, то сегодня только в России и только на международных перевозках их около 40 тысяч. Эта одна из самых передовых отраслей и в России, и в Беларуси развивалась за счет частного бизнеса. Беларусь благодаря своему геополитическому расположению является связующим центром автомобильного транспорта между Азией и Европой, уверен Валерий Демчук. Но ее географическое преимущество в законодательстве Союзного государства никак не учтено. А зря: доля транспортных перевозок России и Беларуси не превышает 50 процентов. Остальные 50 – работа иностранных перевозчиков: у наших основных конкурентов на международном рынке транспортных услуг – поляков – на Россию работает 150 тысяч грузовиков, говорит Валерий Демчук.
Международные перевозки регламентируют законы и правила Женевской конвенции МДП. Если груз из Германии везем в Россию, поясняет Валерий Демчук, все страны проходим транзитом – без проверок и досмотров. В конвенции есть правило паритета перевозок между государствами: сколько немецких перевозчиков едет в Россию, столько же российских перевозчиков может ехать в Германию.
Но сегодня ситуация в корне изменилась: Европа стала единой, поэтому на практике те же польские перевозчики везут в Россию груз из Германии или Италии. Белорусские перевозчики тоже везут груз из Германии и Польши, пользуясь особым разрешением России. Но ведь у нас есть не только Союзное государство, но и Таможенный союз, а значит, ни таможни, ни границы между нами уже нет. А правила по разрешениям почему-то остались.
Сегодня эти правила уже не соответствуют времени и все тормозят. Нам, говорит Валерий Демчук, нужна единая российско-белорусская стратегия перевозок, которая могла бы отстаивать наши интересы перед конкурентами. Это один из важнейших вопросов, и его надо решать.
Все упирается в организацию движения, считает он. Мы, например, цветы для москвичей возим из Голландии, Чехии, Франции, Германии, и перевозки организованы так, что грузовики весь путь проходят почти безостановочно. Если так же организовать транспортную линию Китай – Европа, мы бы проходили этот путь за 10 дней. Нужна евразийская государственная программа, которая бы объединяла Россию, Казахстан и Беларусь в один транспортный узел. Главное, не потребуется никакого госфинансирования! Мы не пользуемся государственными льготами, дотациями, мы выбираем производителей автомобилей, финансируем их и работаем. Нужна только воля государств – членов Таможенного союза «тройки», тогда вопрос можно было бы решить даже на уровне транспортных министерств.
Еще одна проблема, общая для России и Беларуси, – проверяющие инстанции. В Европе грузовик такого класса, как наш, и на таких же перевозках делает с грузом 15 тысяч километров в месяц, если меньше – ты банкрот. У нас средний пробег – 8 тысяч километров с грузом. Получается, наш грузовик работает 40 процентов, 60 процентов стоит из-за неорганизованности, плохих дорог, простоев на границе. И никто за это не отвечает. Время досмотра автомобиля на терминалах – двое суток, если возникли какие-то подозрения, таможенник имеет право задержать машину на 10 суток.
Валерий Демчук считает себя государственным человеком. Организовал фирму, на которой работают 1500 человек, платит всем зарплату, государству – немалые налоги. Государство, убежден Валерий Демчук, должно стать его главным помощником: у нас общий европейский рынок, наш транспорт должен быть лучшим.