Алексей Кисилев: Вдохновение ищу на Родине
Виолончелист из Беларуси стал концертмейстером в Королевском шотландском национальном оркестре
Когда Алексею было девять лет, он совершил поездку по Голландии в качестве солиста Камерного оркестра Музыкального колледжа Академии музыки Беларуси. Победил на международном конкурсе «Музыка Надежды», стал лауреатом III Юношеского конкурса имени П.И. Чайковского, выступал в Германии, Голландии, Франции, Англии.
Играл с Камерным и Симфоническим оркестрами Беларуси, Оркестром радио. Стал стипендиатом специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи, а также получил спецприз от фонда Владимира Спивакова. Учился в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. А не так давно был назначен концертмейстером группы виолончелей Королевского шотландского национального оркестра. Преподает в Королевской академии музыки, но и о родине не забывает.
Недавно выступал в Белорусской филармонии на фестивале Юрия Башмета. Энергетика родных мест до следующего приезда в Минск будет согревать его душу, придавать творческих сил и вдохновения. Алексей Киселев так и сказал корреспондентам «СВ».
О жизни вдали от Родины
– В этот раз приезд в Беларусь был волнительным, – рассказывает Алексей. – Не играл в Минске с 2009 года. Приятно, что меня здесь знают, помнят, приходят на концерты. Здесь мой дом. Здесь живет моя семья, музыкальный «папа» Владимир Павлович Перлин, у которого я учился с 5 до 18 лет. Когда бываю в Минске, обязательно прихожу к нему в класс. Жизнь музыканта проходит в гастролях. Живу в Шотландии, но там провожу очень мало времени. Работу в оркестре совмещаю с сольной деятельностью. Для меня сольная карьера стоит на первом месте.
О своей судьбе в Англии
– В Англии провел девять лет. В 2003 году поступил в Королевский музыкальный колледж, окончил бакалавриат, аспирантуру, получил диплом артиста. На последнем году обучения стал создавать проект своей преподавательской деятельности. Для того чтобы преподавать в Королевском колледже в Лондоне, необходимо было пройти конкурс и выиграть грант. И у меня получилось. По проекту требовалось организовывать мастер-классы и приглашать артистов высокого уровня. Как только получил работу в Шотландском королевском оркестре, меня сразу пригласили преподавать в Королевскую консерваторию в Шотландии. Каждый раз, когда приезжаю в Минск, занимаюсь с учениками Владимира Павловича. Им нравится. И я этому рад. В 2009 году я организовал фестиваль «Мелодрама», который прошел в Минске и был интересен людям.
О счастье в профессии
– Для меня счастье – услышать после концерта благодарность незнакомого для меня зрителя, который говорит, что я что-то затронул в его душе.
О трудолюбии
– В наше время музыкант – не только тот, кто занимается музыкой в комнате, куда периодически стучат и говорят: «Выйдите и сыграйте концерт». Не менее важная часть работы – селф-менеджмент: полсотни писем, звонков в день, интервью и встречи, а также работа в консерватории и оркестре. Поскольку я концертмейстер, мне необходимо организовывать конкурсы на вакансии, прослушивать музыкантов, участвовать в организации концертов, давать советы по составлению программ. Помимо этого поддерживать сольную карьеру: если сам о себе не заявишь, кто о тебе узнает?
О музыке сердца
– Музыка – это нечто магическое, невероятное. Живопись мы можем увидеть, скульптуру – потрогать, а музыка нематериальна. Звук материален, конечно, но это физика. Музыка воздействует на человека и подсознательно. Я не могу сказать, что у меня есть любимый композитор. Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Рахманинов, Брамс, Прокофьев, Шостакович – они все гениальны. Они оставили огромное наследие человечеству. Проходят столетия, и их до сих пор слушают. Их творчество останется на многие-многие годы, надеюсь, навсегда.
О том, где кончается ремесло и начинается искусство
– Искусство – это то, что помогает людям совершенствоваться, оно движет все человечество: наш мир постоянно развивается, стандарта и идеала нет, иначе искусство и не потребовалось бы. Если не вкладывать в работу душу, мастерства не достичь. Можно достичь профессионального мастерства в исполнительстве и при этом быть скучным и неинтересным. Интересных музыкантов мало. Одно дело – научиться играть, а другое – с помощью игры заставлять людей услышать то, о чем писал композитор.
О радостях своей работы
– Получаю удовольствие от работы на сцене. Сцена – это жизнь для музыканта, без нее он увядает и гаснет. Самое главное – никогда не снижать планку, как минимум держаться на уровне, который был достигнут. Для этого важно уметь искать источники энергии, вдохновение. Мне нравится наблюдать, медитировать.