Театр после скандала
Новый худрук Московского театра им. Гоголя Кирилл Серебренников рассказал о его будущем
Почти два месяца по столичному Театру им. Гоголя гуляли волны скандала: коллектив принял в штыки нового худрука, а он сам не спешил объявляться. Показав в первые дни в конкурсе Венецианского кинофестиваля свою картину «Измена», уехал в Берлин ставить спектакль.
Вот такой востребованный на Западе молодой режиссер пришел на смену главрежу Сергею Яшину, который был снят с должности решением московского Департамента культуры. Причина известна – заполняемость зала только на треть, отсутствие ярких событий. А митинговали артисты потому, что грядущие реформы были восприняты как угроза общему существованию. Но тут режиссер-революционер явился самолично и как мог развеял сомнения. Он заявил, что театр действительно будет переформатирован в своеобразный культурный центр, который объединится в одну систему с расположенными неподалеку центром современного искусства «Винзавод», центром дизайна Artplay и кинотеатром «35 мм». Помимо спектаклей в театре будут показывать артхаусное кино, и называться он будет Гоголь-центр.
– Я намеренно не проводил сбор труппы, а разговаривал с каждым актером индивидуально, – сказал Серебренников. – С половиной труппы возможно существование на одном художественном пространстве. Будет работать Майя Ивашкевич, живая легенда, которая служила еще в Камерном театре у Таирова. Светлану Брагарник собираюсь занять в спектакле по сценарию Райнера Фассбиндера. И еще 30 актеров согласились идти со мной, всего 32 человека из 52. Судьбу тех актеров, которые работать со мной не хотят, будет решать Департамент культуры.
– С актерами, которые не видят себя в театре, но и увольняться не хотят, мы работаем, – подтвердил руководитель столичного Департамента культуры Сергей Капков. – Мы дадим им возможность работать в любом из московских театров, подведомственных нам.
Серебренников сообщил, что контракт с Департаментом культуры заключен у него на три года, в театре в течение четырех месяцев будет вестись косметический ремонт, несколько перестроят входную зону и то помещение, где раньше был клуб «Искра». Там сделают репетиционную площадку, а зал превратят в универсальный трансформер. Повесят современную звуковую и световую аппаратуру. Гримуборная будет общей, как и буфет – для зрителей и артистов. Техническое оснащение театра оплатит Департамент культуры. Сезон откроется в начале февраля.
Серебренников полагает, что театр останется репертуарным, но о старом репертуаре артистам придется забыть. «Театр – это не собес, – сказал он, – актеры, в том числе и народные, должны находиться в состоянии кастинга». Первой премьерой в феврале станет перформанс «Вокзал»: поскольку Театр Гоголя находится в ауре Курского вокзала, драматургам, считает Серебренников, будет что осмыслить. Спектакль будет идти два дня, и поставят его при участии коллективов SounDramа Владимира Панкова, «Диалога Данс» Ивана Естегнеева, студентов «Седьмой студии» Серебренникова. Также в этом сезоне будут поставлены три спектакля по киносценариям – «Рокко и его братья» (Висконти), «Идиоты» (фон Триер) и «Страх съедает душу» (Фассбиндер). Кроме того, в театре поставят «Сказку о мертвой царевне» и устроят фестиваль современного танца «Диверсия». Спектакли по фильмам поставят Алексей Мизгирев, Владислав Наставцев и сам Серебренников. На малой сцене представят «Митину любовь», «Елку у Ивановых» и «Русскую красавицу» по Виктору Ерофееву.
Режиссер рассказал, что программа театра расписана до 2015 года. В 2015-м, в конце сезона, планируется осуществить проект «Декамерон». «Десять режиссеров поставят 10 спектаклей, и идти они будут 10 дней», – сказал Серебренников. Прозвучало обещание поставить в ближайшие три года и «Мертвые души». Кроме того, студиями Владимира Панкова и Ивана Естегнеева будут устраиваться концерты современной – непопсовой – музыки.