Цель поставлена – присоединение к ВТО
Беларусь может вступить в Организацию уже через два года
Беларусь ведет переговоры по присоединению к Всемирной торговой организации с 1993 года и работает в этом направлении фактически в каждодневном режиме. Была создана рабочая группа и проведена серия заседаний с государствами, входящими в ВТО, как в двустороннем, так и многостороннем формате. Десять стран уже подписали протоколы по доступу на рынок товаров, столько же государств подписали протоколы по доступу на рынок услуг.
– Участие в ВТО – это не просто дань моде, а процесс, который объективно для Беларуси представляет весомый интерес, – отметил на встрече с журналистами заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов. – Ведь существенную долю внутреннего валового продукта Беларуси формирует внешняя торговля, поэтому экономика страны очень зависит от экспорта. Белорусские товары и услуги сегодня присутствуют в более чем 170 странах мира. Соответственно, ВТО – это тот универсальный инструмент и выработанные годами единые правила работы внешней и международной торговли, которые позволяют говорить на одном языке с остальными партнерами в мире. И участие в этой организации имеет определенную цель – либерализовать торговый режим, стремясь при этом максимально использовать этот потенциал для развития национальной экономики.
Процесс присоединения Беларуси к ВТО достаточно непрост, однако в ходе проходящих переговоров были учтены многие параметры и требования по вступлению в организацию, в том числе в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза.
Примечательно, что традиционно большинство государств сначала становились членами ВТО, а только потом решали вопросы объединения в различные торговые блоки и интеграционные системы. Россия, Беларусь и Казахстан пошли по другому пути: они сначала объединились в Таможенный союз, а потом стали вырабатывать инструмент, каким образом каждой из стран присоединиться к ВТО. Рассматривалась даже идея совместного вступления. Но так как на практике реализовать ее было крайне сложно, три государства договорились продолжать переговоры – каждая в отдельности, однако действовать при этом с согласованных позиций, поставив перед собой конечную цель – присоединение к ВТО всех трех стран ТС.
По этой причине был подписан трехсторонний Договор о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы, который учитывал сложности и тонкости этого процесса, а также помог разрешить дилемму, как равные по силе международные обязательства в рамках двух объединений будут связаны друг с другом. В соответствии с договором во главу угла прежде всего должны ставиться правила и нормы ВТО.
И все же решить все вопросы заранее было невозможно, поэтому потребовалась пауза для того чтобы использовать меры защиты национальных производителей, которым дали бы возможность состояться как субъектам хозяйствования на рынках трех стран, а потом постепенно переходить к более либеральной форме торговли в рамках правил ВТО.
Беларусь, например, на период, пока не вступила в ВТО, сохранила для себя повышенный уровень пошлин на машиностроительную продукцию – колесные и транспортные средства. Еще одно средство поддержки – проекты кооперации между тремя странами, которые уже начали активно обсуждаться. «Мы должны меньше конкурировать друг с другом на едином рынке, для этого должны создавать совместный продукт, который будет конкурировать наиболее эффективным образом с продукцией третьих стран», – отметил замминистра белорусского МИД. В этой связи и обсуждаются планы по совместной работе белорусского МАЗа и российского КамАЗа.
В рамках присоединения к ВТО страны Таможенного союза не фиксируют равного доступа третьих стран на их рынок госзакупок и это рассматривается как дополнительный элемент защиты собственных предприятий. Между Беларусью и Россией уже действует национальный режим доступа к госзакупкам. Кроме того, сегодня страны «тройки» обсуждают программы совместной поддержки экспорта. Идет речь о том, чтобы и банковская система, и налоговая были в большей степени благоприятны для национального производителя. “Это дает им дополнительный шанс”, – констатировал заместитель министра.
Механизмом защиты производителей на рынке являются программы поддержки, субсидирования. Они остаются, но здесь такие формы ограничиваются договоренностями стран “тройки” о том, чтобы не было злоупотреблений промышленными и сельскохозяйственными субсидиями. Такое же требование заложено в ВТО, уточнил Александр Гурьянов. “Мы можем поддерживать экспорт, кредитовать его, давать дополнительные налоговые стимулы, но субсидировать в чистом виде должны в разумных пределах. И Россия в ВТО тоже приняла это обязательство. Мы договорились в “тройке”, что те национальные меры поддержки производителей, которые вырабатывает Россия, обсуждать в Беларуси или в Казахстане и взаимно увязывать между собой”, – сказал представитель МИД. Таким образом, по его словам, страны ТС борются с последствиями вступления в ВТО, чтобы не устраивать дополнительной конкуренции на едином рынке Таможенного союза.
Александр Гурьянов также сообщил, что средняя тарифная защита для стран Таможенного союза в настоящее время составляет примерно 10,5%. Это предусматривает единый таможенный тариф. Но в дальнейшем, через 7 лет, он будет постепенно снижаться в рамках обязательств России перед ВТО и достигнет 7,5–8%. По сравнению с другими странами это не такой уж и низкий уровень защиты, считает Александр Гурьянов. Так, Евросоюз для себя в ВТО сохранил тарифную защиту на уровне 4–5%, Украина – 4,6%.
Оценивая возможные сроки вступления Казахстана в ВТО, замминистра высказал мнение, что это произойдет скорее всего во второй половине 2013 года. “И присоединение России к ВТО, и скорейшее присоединение Казахстана к ВТО нам только в плюс. Чем больше ответов они дадут на вопросы, поступающие в том числе по компетенции Таможенного союза, тем меньше вопросов в процессе присоединения будет поступать к Беларуси”, – объяснил Александр Гурьянов.
– Фактически те страны, которые сегодня не являются членами ВТО, находятся в несколько худших условиях с точки зрения внешней торговли. Поэтому для нас приоритет очевиден – Беларусь должна максимально быстро вступить в организацию, – подчеркнул заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь.
Еще в 2005 году, когда проводилось комплексное исследование, было четко показано, что экономика Республики Беларусь готова работать по правилам ВТО. Хотя многое зависит от того, насколько страна будет активно и эффективно внедрять новые формы работы, открываться рынку, повышать производительность и работать в условиях конкуренции, что сейчас наиболее приоритетно.
По словам заместителя министра иностранных дел, Беларусь уже сделала свою “домашнюю работу”. В Еврокомиссию отправлены обновленные предложения о том, как страна видит доступ иностранных услуг на белорусский рынок. Кроме того, в секретариат ВТО с учетом замечаний был представлен сводный отчет по поводу текущего состояния и мероприятий, которые планируется проводить по усовершенствованию законодательной базы Беларуси с точки зрения внешней торговли. А в ноябре планируется провести заседание рабочей группы по присоединению Беларуси к ВТО.
Сегодня со стороны секретариата ВТО и рабочей группы страна чувствует позитивное отношение по поводу своего вступления в ВТО. Принципиально важно и то, что есть существенная поддержка со стороны своего главного союзника и полноправного члена организации – России. Нет и негативных отзывов со стороны экспертов, которые занимаются проблематикой ВТО, а также торговыми вопросами по линии ЕС – США. И как заявил Александр Гурьянов, по оптимистическому сценарию Беларусь может вступить в ВТО уже через два года.