Потенциал взаимодействия
Таможни не разъединяют, а объединяют людей и внешнеторговые потоки
Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства повлекло за собой изменения таможенного законодательства Беларуси, России и Казахстана. О развитии законодательной базы государств и унификации подходов в работе таможенных служб шла речь в Минске на 3-й Международной конференции «Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и перспективы в контексте формирования ЕЭП».
Первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы РФ Владимир Марин так обозначил первоочередные проблемы: защита интеллектуальной собственности, развитие таможенных технологий и дальнейшее совершенствование законодательства. Член коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Владимир Гошин напомнил, что специалистами ЕЭК разработан проект основных направлений развития таможенных служб и таможенного законодательства до 2015 года. «Основная идея – это приоритет, а точнее, полный переход на электронные документы, отказ от всех бумажных документов и технологий, автоматический выпуск товаров – чтобы не менее 50 процентов всех товаров, перемещаемых через границу ТС, выпускались в автоматическом режиме», – сказал он.
Еще одним приоритетом в работе ТС станет внедрение принципа одного окна: документы субъектами хозяйствования будут подаваться один раз и в электронном виде. Всю другую информацию таможенный орган будет сам запрашивать у министерств и ведомств, которые выдают различные разрешения и лицензии на перемещение товаров. Платежи будут контролироваться в автоматическом режиме. Задача амбициозная, но, как отметил Владимир Гошин, «все объективные условия для этого существуют».
В беседе с журналистами Владимир Гошин даже позволил себе пошутить на этот счет: «Хотелось бы, чтобы слово «тормоз» не ассоциировалось больше со словом «таможня», а те, кто пересекает границу ТС, больше не употребляли глагол «растормозить» вместо «растаможить». Таможни не разъединяют, а объединяют людей и внешнеторговые потоки».
У нововведений конкретная цель – сократить время пребывания на границе грузового и пассажирского автотранспорта. Сокращение таможенного оформления на один день дает прирост национального продукта более чем на один процент.
Как отмечали выступающие, в качестве примера можно взять работу белорусских таможенных служб Беларуси, где электронные технологии активно развиваются. Председатель Государственного таможенного комитета Беларуси Александр Шпилевский в своем выступлении отметил, что около 90 процентов экспортных и 80 импортных операций совершается на белорусских таможнях с использованием электронного декларирования. С 26 сентября они перешли на автоматическую электронную регистрацию статистических деклараций. Решение в этом случае будет приниматься компьютером, без участия сотрудника таможенного органа, что позволит сократить время регистрации декларации с 10–15 до 1–2 минут и уменьшит сроки пребывания грузового и легкового транспорта на таможенных пунктах при пересечении границы Беларуси. На всех таможнях введена в эксплуатацию автоматизированная система предварительного электронного информирования, которая обеспечивает практическую реализацию информационного взаимодействия по линии «бизнес – таможня». Результат – осуществление таможенных операций в отношении 90 процентов товаров с использованием информации, которая поступила в таможенные органы до их прибытия.
Белорусские таможенники ведут работу по созданию единого информационного пространства для обмена сведениями с коллегами других стран и развития сотрудничества между таможенными органами и предпринимательским сообществом, что очень важно.
Перспективы развития ТС и ЕЭП очертил председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Мажит Есенбаев: «Наши страны обладают сильнейшим конкурентным преимуществом – огромным транзитным потенциалом, который нужно эффективно использовать. Ведь Таможенный союз – мост между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Как наиболее эффективно для всех использовать этот потенциал, и нужно обсуждать, делиться накопленным опытом, чтобы он шел на пользу всем участникам ТС и ЕЭП».
На конференции отмечалось, что ключевой задачей этого года была доработка договорно-правовой базы «союза трех» и совершенствование таможенного администрирования. Подготовлены изменения и дополнения в Таможенный кодекс Таможенного союза. В настоящее время проект протокола проходит внутригосударственное согласование в государствах – членах тройственного союза.
Предполагается, что поправки в Таможенный кодекс вступят в силу с 1 января 2013 года, что увеличит потенциал взаимодействия стран – участниц ТС и ЕЭП, сделает эти новые интеграционные образования более привлекательными для других государств.