Прожитое — не забытое
Уникальные архивные документы предали гласности ученые.
У книги, презентация которой состоялась в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка, не очень презентабельное название: «Польша — Беларусь (1921—1953): сборник документов и материалов». Но издание, вышедшее в из-дательстве «Беларуская навука», уже привлекло внимание своей неординарностью. Ведь в нем собраны никогда ранее не публиковавшиеся (надо полагать, из соображений политкорректности) документы, отражающие политику Польши, направленную на ассимиляцию белорусского народа на территории Западной Беларуси.
Как отмечают составители — ученые Института истории НАН Беларуси, специалисты Национального архива и Центрального архива КГБ, фонда «Историческая память» (Москва), необходимость углубленного обращения к прошлому опыту все же очевидна. «Это позволяет определить место и роль белорусского народа в европейской и мировой истории, понять причины многих процессов, которые продолжают оказывать самое непосредственное влияние на отношения между государствами, состояние региональной стабильности и безопасности, на проблемы гуманитарного, культурного, межнационального сотрудничества. Поэтому введение в научный оборот первоисточников, которые помогают объективно рассматривать прошлое Беларуси, — важная задача исторической науки Беларуси. Понятно, что решить эту задачу возможно с помощью публикации оригинальных документальных источников, в которых нашли отражение многие страницы отечественной истории, особенно ее сложных и противоречивых периодов, которые изобилуют «белыми пятнами», забытые по определенным причинам, но представляющие интерес не только для историков, но и для широких слоев белорусской общественности».
Книга, на подготовку которой ученые потратили почти два года, состоит из двух частей. Первая посвящена событиям 1921—1939 годов и включает 68 документов. Во вторую часть вошли 82 документа, охватывающие события 1939—1953 годов. Публикуются обращения депутатов Белорусского посольского клуба, документы Белорусской рабоче-крестьянской громады, приказы и распоряжения воевод, обращения и протесты жителей западнобелорусских деревень против проведения политики польских властей. Среди документов представлены также донесения командиров партизанских бригад и соединений, приказы и записки уполномоченного ЦШПД о взаимоотношениях с Армией Крайовой, докладные записки наркома внутренних дел БССР о террористической деятельности польского подполья.
Большинство документов публикуются полностью. В некоторых лишь опущен материал, не имеющий отношения к теме сборника, что соответствующим образом отмечено.
На презентации один из составителей сборника директор Института истории НАН Беларуси кандидат исторических наук Вячеслав Данилович зачитал некоторые из вошедших в книгу документов. Особенно интересен взгляд на события со стороны, глазами дипломатов третьих стран, которые находились тогда в Польше. Например, документ № 42 в части 1. В докладной записке посла Франции в Польше «Общая ситуация», направленной министру иностранных дел в марте 1931 года, пишется: «Продолжает осуществляться политика полонизации белорусского населения. Очень жесткая позиция правительства по отношению к белорусским интеллектуалам. Не терпится никакой политической активности с их стороны, а местной администрации не разрешено делать никаких послаблений. Все служащие в ней — поляки. С русским православным меньшинством ведут себя так, как будто их не существует».
А вот еще один документ, № 56, представляющий материалы Конференции по активизации польского элемента в северо-западных землях Польской Республики. Совещание состоялось 24 апреля 1937 года в Гродно. Участвовали бригадные генералы, командующие корпусами, воеводы и другие представители власти. Открытым текстом пишется: «Польская культура должна главенствовать в северо-восточных землях. Максимальная цель — это национальная ассимиляция местного белорусского элемента. Любая огласка на эту тему может быть вредной, надо действовать спокойно, но последовательно. В своих методах работы я делаю упор, — говорит воевода Ботянский, — на обучение православных детей на польском языке. Я целенаправленно избегаю обучения на белорусском языке. Во время государственных праздников я требую, чтобы речи произносились на польском языке. Местные земли очень отличаются от других, они не являются польскими. Следовательно, их обязательно надо сделать польскими. Восточные окраины тоже являются Польшей, но, между нами говоря, изнутри их надо завоевать во второй раз. Не хотим мы здесь Беларуси. Большая часть белорусов политически и национально созрела. В качестве противодействия есть способы культурного влияния, а где их не хватит, то даже и силой мы готовы действовать. В школах, костелах надо применять определенное давление в направлении завоевания белорусов».
Во второй части сборника привлекает внимание документ № 9. Это выдержка из распоряжения «Партии гренадеров» — польской подпольной организации, которая действовала в западных регионах СССР. Документ, носящий название «Об отношении к немецким властям и войскам», датируется 4 мая 1943 года. В нем пишется следующее: «Потому что немцы относятся очень вражески к коммунистам, мы должны это использовать для своих целей. Называя коммунистами всех белорусских народных деятелей, которые всегда были и теперь являются серьезными врагами поляков. За посредничество своих людей просить полицию и немцев жечь белорусские деревни под предлогом, что они помогают партизанам. Отдавать в руки полиции и немцев лучших политических деятелей белорусских. Стараться помочь немцам словить несколько советских партизан как доказательство нашего сотрудничества с ними. Только немного, потому что это может порвать связь нашу с партизанами, и они могут начать преследовать наших в деревне, что приведет к катастрофе».
Как говорят составители сборника, издание вовсе не преследует цель обострить отношения с соседней страной. Ведь события тех далеких лет — перевернутая страница. Тем не менее знать содержание этой страницы нужно. Иначе нам никогда не избавиться от недосказанности, которая не лучшим образом влияет на развитие добрососедских отношений.