Когда путник преодолевает перевал
«Золотой лев» 69-го Венецианского фестиваля уехал в Южную Корею
Решение жюри основного конкурса в этом году было на редкость предсказуемым и во многом совпало с прогнозами критиков и журналистов. На фестиваль после затяжного кризиса приехал известный корейский режиссер Ким Ки Дук – с пронзительным фильмом «Пьета».
Ким Ки Дук, опираясь на библейский сюжет, создает многосложную психодраму, полную хитросплетений, обманок, шокирующих сюжетных ходов. В центре – история рэкетира-убийцы, выбивающего долги из бедняков. А поскольку работягам отдавать нечем, платят они здоровьем. Насильник калечит их и забирает деньги, полученные людьми по страховке. Казалось бы, ни тени просвета, но однажды работодатель указывает ему на должницу, которая называется матерью рэкетира, оставившей его в младенчестве. Она предпринимает массу попыток, чтобы смягчить сердце «сына», и это ей почти удается. В восприятии жизни героя меняется все, потому что он осознает силу и величие материнской любви. Но в финальном повороте сюжета всем становится ясно, что хеппи-энду не бывать. И оплакивание Матерью всего зла мира, причиненного сыновьям, становится лейтмотивом этой поэмы любви и, как выяснилось, мести. За убитого рэкетиром настоящего сына женщины. «Пьета» – вечный сюжет, и одну из блестящих интерпретаций Ким Ки Дук представил в Венеции. Золотую статуэтку победителю вручили арт-директор фестиваля Альберто Барбера и председатель жюри, американский режиссер Майкл Манн. Ким Ки Дук, выйдя на сцену за наградой, спел корейскую песню «Ариранг» – про путника, успешно преодолевающего горный перевал.
«Серебряного льва» получил американец Пол Томас Андерсон за картину «Мастер». Фильм снят динамично. В центре сюжета – противоборство двух ярких натур - самого «мастера» (Филипп Сеймур Хоффман), чертами характера напоминающего основателя движения сайентологов Рона Хаббарда, и попавшего под его влияние отставного матроса, солдата Второй мировой войны Фрэдди Куэлла (Иоахим Феникс). Организация, в которую попадает Фрэдди, «похожа», как пишут в аннотации, на Церковь сайентологии. Сообщается также о том, что режиссер показывал рабочий вариант фильма голливудской звезде Тому Крузу, скандально известному сайентологу, и у того «осталась пара вопросов». Из-за всех этих недомолвок остаются вопросы и у зрителей – в основном о том, ради чего это снято. Но у фильма уже много поклонников, и его прочат победителем «Оскара». Кроме «льва» актерам, исполнившим главные роли, вручен Кубок Вольпи, один на двоих. Но получать все награды выпало Хоффману – ни режиссер, ни Феникс в Венецию не приехали.
Фильм Ульриха Зайдля «Рай: вера», несмотря на то что венецианский адвокат от имени группы верующих подал в суд на создателей фильма и на сам фестиваль – за показ кощунств с распятием, наградили Спецпризом жюри. Кубок Вольпи за лучшую женскую роль получила Хадас Ярон (Израиль) в картине «Заполняя пустоту». Призом Марчелло Мастроянни награжден молодой итальянский актер Фабрицио Фалько – за роли в картинах Марко Белоккио «Спящая красавица» и «Это был сын» Даниэля Чипри. Фильм «Это был сын» награжден также за операторское мастерство. Лучшим сценаристом признан французский режиссер Оливье Ассаяс за фильм «После мая». В «Горизонтах» главный приз присужден Ван Бину из Гонконга («Три сестры»). «Золотым львом» за вклад в кинематограф награжден старейший режиссер Италии Франческо Рози («Дело Маттеи»).
Ни один из российских фильмов – ни «Измена» Кирилла Серебренникова в основном конкурсе, ни «Я тоже хочу!» Алексея Балабанова в «Горизонтах» – наград не получил. Приз интернет-критиков получила картина Любови Аркус «Антон тут рядом», показанная вне конкурса. Надо сказать, что все российские картины с большим интересом были восприняты зрителем.
Фильм Алексея Балабанова вызвал разноречивые оценки критиков, но поклонниками режиссера оценен был по высшей шкале. Сюжет фантастический – четверо характерных персонажей на большом черном джипе едут из Петербурга в сторону Углича в поисках колокольни счастья, о которой бандит Саня поведал Музыканту и своему другу, алкоголику Матвею. Всем захотелось счастья, и они отправились в путь, Матвей взял еще и отца. По дороге к ним примкнула молодая особа, выпускница философского факультета, приторговывающая, как она выразилась, «туловищем». Компания едет в надежде, зная про жесткое условие – колокольня, расположенная в зоне радиации, там, где вечная зима, «берет» не всех, а лишь самых достойных. Собственно, и доходит до нее далеко не каждый. Это, считай, как попасть в рай – фильм-притча сразу берет зрителя в полон. Магическую балабановскую фразу – «Я тоже хочу! (быть счастливым)», подобно героям фильма, готов выкрикнуть каждый из нас.
Алексея Балабанова, мастера эпатажа и нарушителя всяческих табу в кинематографе, называют «главным отечественным режиссером современности». Его фильмы «Брат» и «Брат-2», «Про уродов и людей», «Война», «Река», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200», «Морфий», «Кочегар» известны всем любителям кино. Работы мастера отмечены множеством призов на отечественных и международных фестивалях.
Съемки картины проходили в Бежецком районе Тверской области, а также на Вологодчине. Сценарий, как обычно, написан самим режиссером, оператор – Александр Симонов, работающий с Балабановым на протяжении последних пяти лет. В главных ролях снялись непрофессиональные актеры Юрий Матвеев и Александр Мосин, ранее снимавшиеся в «Кочегаре» и «Морфии», рок-музыкант Олег Гаркуша из группы «АукцЫон», будущий режиссер Алиса Шитикова.
Алексей Балабанов трижды представлял свои работы в Венеции – фильмы «Груз 200», «Река» и – как продюсер – документальную картину «Сергей Эйзенштейн. Автобиография». Вопрос с европейским прокатом его нового фильма будет решен в течение года. В российский прокат картина выйдет 1 ноября.
Поскольку среди кинематографистов актуален вопрос, живо кино или умерло, хочется отметить, что хозяева фестиваля, представленные в конкурсе картинами Марко Белоккио «Спящая красавица», «Это был сын» Даниэля Чипри и «Особый день» Франчески Коменчини, отвечают на него оптимистично-утвердительно. Несмотря на то что Альберто Барбера решительно ликвидировал конкурс «Современное кино Италии».
* * *
Одним из крупных событий Мостры-2012 было открытие первого Венецианского международного кинорынка, в котором приняли участие более 1500 профессионалов киноиндустрии. С участием международных компаний, в том числе Роскино, было заключено около 20 сделок. В синематеке кинорынка было представлено 115 фильмов, просмотров было более 800, и среди самых востребованных оказалась картина Алексея Балабанова «Я тоже хочу!».
С этого года Роскино – официальный партнер Венецианского кинорынка. На его стенде был представлен Международный передвижной кинорынок DOORS, в каталог которого вошли 14 лучших российских фильмов двух последних лет. Наибольший интерес к российскому кино проявили дистрибьюторы из Испании, Италии, Великобритании, Израиля и Австралии. Роскино и ведущая сейлс-компания Италии Intramovies заключили соглашение о том, что итальянцы выступят российскими консультантами по продажам на всех крупнейших мировых кинорынках и фестивалях.
Венеция – Москва