«БелАЗы» для Кузбасса
Беларусь – Кемеровская область: новый этап сотрудничества
Много лет Кузбасс и Беларусь соединяют устойчивые социальные и культурные связи.
В основе сотрудничества лежит взаимный экономический интерес. Об итогах и перспективах развития кузбасско-белорусского сотрудничества в интервью «СВ» рассказал активный участник этого процесса – депутат Госдумы РФ Павел ФЕДЯЕВ.
– В октябре 1998 года состоялся официальный визит Президента Беларуси Александра Лукашенко в Кемеровскую область, прошли его официальные переговоры с губернатором Аманом Тулеевым. Тогда было подписано двустороннее соглашение, которое значительно расширило контакты Кузбасса и Беларуси. Стороны договорились о создании совместных предприятий, о взаимных поставках продукции. Во время ответного рабочего визита губернатора в Беларусь в сентябре 2001 года к торгово-экономическому договору добавились соглашения о научно-техническом и культурном сотрудничестве с регионами Беларуси. Появились договоренности о сотрудничестве в сферах машиностроения и горной добычи, об организации белорусских центров по обслуживанию большегрузных автомобилей в Кемеровской области. Александр Лукашенко заявил тогда, что «Беларусь и белорусский народ всегда подставят плечо помощи сибирякам».
А Аман Тулеев отметил: «Очень важно, чтобы кузбасские и белорусские предприятия начали работать напрямую».
– В администрации области была разработана программа на 2001–2010 годы – по техническому перевооружению угольной промышленности Кузбасса в кооперации с предприятиями машиностроительного комплекса Беларуси. Что можно сказать об ее итогах?
– В качестве примера нужно привести появление ООО «КузбассБелАвто» – официального дилера БелАЗа. Сегодня это – один из крупнейших дилеров автозавода в России, через него реализуется 56% всей техники белорусского предприятия. Напомню, БелАЗ занимает около 30% мирового рынка карьерных самосвалов, большую часть которых продает в Россию. Наш регион закупает около 400 тяжеловозов в год, и потребность в них будет расти. Ведь в ближайшие годы добыча угля в России увеличится на 100 млн тонн. Основная часть прироста придется на Кузбасс. Среди клиентов «КузбассБелАвто» также горнодобывающие предприятия Хакасии, Алтайского края, Республики Саха (Якутия).
– Лучше всего о совместной работе Республики Беларусь и сибирского региона скажут цифры…
– Если в 2001 году объем товарооборота между Кузбассом и Беларусью был равен 2 млрд рублей, то в 2011 году эта цифра составила около 18 млрд рублей. Рост – в 9 раз!
– Какие еще предприятия участвуют в этом сотрудничестве? Чем область торгует с белорусскими партнерами?
– Из Беларуси в Кузбасс возят двигатели и силовые установки; насосы, машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки; лифты, эскалаторы, конвейеры; металлопрокатные станы и валки для них; подшипники и звукозаписывающую аппаратуру; тракторы, грузовики, автобусы, трамваи, троллейбусы; прицепы и полуприцепы. Кроме того, продукцию химической промышленности: трубы, шланги, шины и покрышки. Еще – мебель, постельные принадлежности, одежду и трикотаж. Продовольствие – сахар, кондитерские изделия, молочные продукты. Кузбасский экспорт в Беларусь представлен продукцией машиностроения, двигателями и электрогенераторами, трансформаторами, электропреобразователями, аппаратурой для коммутации и защиты электрических цепей, железнодорожными вагонами. Также мы поставляем в Беларусь уголь, черные металлы и изделия из них, санитарно-техническое оборудование, фармацевтическую продукцию и лекарственные средства, удобрения, красители, пластмассы и изделия из них. Продаем продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, в том числе зерно.
Рассматривается возможность в ближайшие год-два организовать в Кузбассе совместное предприятие по ремонту общественного транспорта: автобусов, трамваев, троллейбусов, выпущенных в Беларуси. Еще в регионе рассматривают проект серийного выпуска 90-тонных самосвалов. Собирать их планируется в Прокопьевске. Это позволит горнякам Кузбасса существенно снизить затраты. Не надо будет везти тысячи тонн металла из России в Беларусь, а затем, в виде готового изделия, обратно. В итоге белорусский самосвал станет дешевле. Их здесь планируют выпускать по 150–200 в год. Хватит и другим регионам. Область также заинтересована в создании СП по выпуску трамваев, автобусов.
Постепенно мы отрабатываем современную модель сотрудничества, разработку высокотехнологичной наукоемкой продукции, выпуск которой по силам лишь наиболее развитым странам. Это намного более глубокая степень интеграции, чем просто торговля металлом или готовыми машинами.
– Как правило, экономические, производственные контакты становятся основой для сотрудничества в других сферах?
– Мы – не исключение из этого правила. В 2008 году был обмен делегациями кузбасского Института угля и углехимии СО РАН и минского института «Белгорхимпром». Между ними подписан договор о сотрудничестве. Налажено взаимодействие ученых в разработке технологий угледобычи, глубокой переработке угля, охране окружающей среды при угледобыче и переработке бурых углей и горючих сланцев в Республике Беларусь. В 2009 году состоялся официальный визит в нашу область делегации белорусских деловых кругов во главе с министром природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси. Более 10 лет в Кузбассе работает представительство Союзной общественной палаты Россия – Беларусь. Его задача – укрепление дружбы и сотрудничества Кузбасса и Минска.