Таинственный символ или кличка?
Как мы должны относиться к выбору имени для новорожденного
Рождение младенца — особенный и весьма радостный момент в жизни родителей. Но на них возлагается и большая ответственность: дать этому маленькому человечку должное воспитание. Те родители, которые со временем принесут свое чадо в храм на крещение, должны понимать, что с момента совершения этого таинства они должны заботиться и о христианском воспитании своего ребенка. Сейчас не будем дифференцировать обязанности кровных родителей и крестных в этом ответственном деле. Поговорим о том, как православная церковь способствует привитию нравственных христианских ценностей детям еще до того времени, когда они смогут сознательно воспринимать окружающую их действительность.
Святая церковь придает особое значение наречению ребенка именем. Для современных людей имя является не более чем опознавательным знаком. Поэтому многие папы и мамы совсем не заботятся о том, чтобы имя их дитя имело особый сакральный смысл. В результате нередко люди даже не знают, что означает их имя. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре, причем обращают больше внимания на благозвучность имени, чем на его значение.
В древности никогда не давали имя случайно, как это делают сегодня, выбирая его по личному вкусу или следуя моде. К имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. В церковной жизни есть очень известное выражение: “по имени твоему и житие твое”. Еще в Ветхом Завете человек воспринимался по принципу: каково имя его, таков и он. Убедиться в этом можно, если обратиться к Первой книге Царств, 25-му стиху главы 25 (1 Цар. 25, 25). Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя. Например, все имена, звучащие в местах Евангелия, повествующих о рождении Крестителя Господня Иоанна, — наполнены особым смыслом. Захария означает “память Господня” или “Бог вспомнил”, Елизавета означает “почитающая Бога” или “обещание Божие”, Иоанн — “Божие благословение”. Каждый из этих людей носит имя, выражающее действие, совершителем которого является Бог. Понимаем ли мы, что каждый из нас — не плод случая, как думают не знающие сокровенной тайны рождения люди? Сознаем ли, что жизнь каждого из нас имеет значение, потому что Бог восхотел дать ее нам и она отмечена вечной любовью? В Библии есть места, где указывается, что Сам Бог давал человеку имя. После того как Бог заключил с Аврамом завет о рождении от него множества народов, Аврам становится Авраамом, а его жена Сара становится Саррой. “Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее”, — говорит Господь Аврааму, объясняя ему смысл нового имени. Иаков получает имя Израиль (“богоборец”, или, по другому толкованию, “боговидец”) после того, как боролся с Богом и Бог благословил его (Быт. 32, 27—28).
В библейском понимании особое значение имеет даже наречение именами животных. Как пишет один из авторитетных проповедников Русской православной церкви прошлого времени святитель Филарет, митрополит Московский, “мудрость первозданного человека испытана и проявлена была наречением имен всякой душе живой. В наречении имен патриархами не раз проявлялся дар прозорливости и пророчества. Сам Бог, когда благоволил дать Аврааму новое, многознаменательное, потомственное благословение, — как залог, как печать, как таинственное знамение сего благословения...”
Таким образом, родители, называя своих детей, также дают свое особое благословение, залог его будущего становления как личности. В свете этого богословия имени становится понятно, почему в православной традиции наречение именем является церковным обрядом, предшествующим крещению. И следующим важным моментом, о котором будет идти речь в дальнейшей части беседы о церковном значении имени, будет объяснение того, почему в Русской православной церкви существует обычай нарекать имена крещаемым в честь святых.
(Окончание следует).