От адаптации – к развитию
Белорусская экономика развивается в новых макроэкономических условиях
Результаты первого полугодия показывают, что период адаптации к шокам 2011 года прошел, и белорусская экономика стала развиваться в новых макроэкономических условиях. Такое заявление на заседании Совета министров страны, где подводились итоги работы за шесть месяцев этого года, сделал министр экономики Николай СНОПКОВ.
Министр отметил, что рост экономики происходил прежде всего за счет внешнего спроса. Приток валюты позволил не только покрыть импорт, но и создать предпосылки для стабильности на валютном рынке, замедлить рост долга и нарастить золотовалютные резервы при бездефицитном бюджете. Полугодие также характеризовалось опережающим ростом производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.
Министр напомнил, что характерной и отличительной чертой для Республики Беларусь является то, что сценарные условия развития в меньшей степени взаимосвязаны с ценой на нефть. Главный риск несет снижение экспорта сложнотехнологичной продукции, потому что уровень технологии – основа развития страны. В этой связи Минэкономики считает возможным и верным путь ускоренного экономического развития посредством создания новых высокоэффективных предприятий.
За три последующих года необходимо создать более 200 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, что составляет около 5% от численности занятых, в том числе 56 тысяч рабочих мест потребуется ввести уже в 2013 году. Новые места обеспечат от 2 до 3% ВВП дополнительно, позволят увеличить экспорт сложнотехнологичной продукции, а также гарантируют прирост реальных доходов населения на 6,5%.
Риск существующего экономического уклада Беларуси в том, что теряется конкурентоспособность на традиционных рынках и медленно осваиваются новые, считает Николай Снопков. Если «очистить» экспорт от объемов, которые Беларусь поставляет в 10 традиционных стран, то доля всех остальных потребителей белорусской продукции находится на уровне 2007 года – около 16%. И, как убежден Николай Снопков, с каждым годом отгружать 65% продукции на экспорт будет все сложнее и сложнее.
Основную причину потери конкурентоспособности министр видит в комфортной жизни предприятий за счет внутреннего рынка Беларуси под «патронажем» государства. Теперь аналогичная ситуация складывается и на просторах ЕЭП, где три страны создали защитный контур. Однако, напомнил министр, выгоды от участия в ЕЭП (цены на энергоресурсы, доступ к огромному рынку) белорусские производители уже имели в той или иной степени в рамках Таможенного союза, но не сумели воспользоваться ими с максимальным эффектом.
Министерство экономики считает необходимым и возможным на базе сформированной компетенции стран-партнеров и мировой практики внедрить в законодательную базу Республики Беларусь лучшие мировые практики, соответствующие современному развитию и направленные на повышение эффективности управления на всех его уровнях.
В части корпоративного управления, по мнению Николая Снопкова, следует изменить качественный состав советов директоров, ввести в них независимых директоров, а представителей государства из числа государственных служащих постепенно замещать управленцами-профессионалами. Одновременно необходимо скорректировать акты законодательства, вступающие в противоречие с базовыми принципами корпоративного управления. Цель этих мероприятий – приближение практики корпоративного управления в хозяйственных обществах с долей государства к эффективным стандартам корпоративного управления.
По убеждению Николая Снопкова, очевидна также необходимость в разделении функций регулятора и функций собственника. У республиканских органов госуправления не должно быть подчиненных предприятий, а управлять акциями должен один орган в стране – институт профессиональных управляющих. Это, во-первых, позволит министерствам сосредоточиться на поиске новых технологий, а не на оперативном управлении подведомственными им организациями. Во-вторых, создать равные условия для государственных и частных предприятий, здоровую конкурентную среду, что интенсифицирует поток инвестиций в отрасли.
Стержень системы государственного индикативного планирования – национальная стратегия устойчивого развития и размещения производительных сил, разрабатываемая на основе комплексного прогноза научно-технологического развития Республики Беларусь. Стратегия рассчитывается с горизонтом планирования десять лет с разбивкой по пятилеткам. Основой реализации стратегии становятся годовые индикативные планы социально-экономического развития и прогноз важнейших параметров на последующие два года по республике в целом, областям, отраслям, районам и городам районного подчинения, которые будут обновляться ежегодно. Такой подход с одной стороны выстраивает жесткую вертикаль в достижении намеченных целей на всех уровнях власти, с другой – придает большую самостоятельность и ответственность участникам процесса планирования в принятии тактических управленческих решений с тем, чтобы обеспечить достижение этих целей.
Тактическим инструментом реализации стратегических задач республиканского масштаба выступят так называемые «национальные проекты», обеспечивающие взаимодействие на межотраслевом и межрегиональном уровнях с предусмотренными финансовыми ресурсами.
Николай Снопков сообщил, что предусматривается формирование стратегических планов деятельности государственных органов управления. Основная задача подготовки планов – сориентировать гос-органы на результат при реализации программных документов посредством определения стратегии и тактики достижения цели и целевых индикаторов, совершенствования функциональных возможностей и повышения качества оказываемых государственных услуг. Данный документ позволит повысить результативность работы, гибко и оперативно корректировать функции и полномочия госорганов с учетом целей и задач, намеченных в программных документах.
В свою очередь долгосрочное развитие невозможно без системы институтов развития. Обращаясь к опыту стран – партнеров ЕЭП, министр экономики отметил, что Казахстан начал формировать систему институтов развития в начале 2000-х годов. Они стали катализаторами частных инвестиций в приоритетные сектора и отрасли экономики. На текущий момент в Республике Казахстан создано около десятка институтов развития. В России национальная система институтов развития находится в стадии формирования.
По оценкам экспертов, которые привел в своем докладе Николай Снопков, дополнительный прирост ВВП за счет функционирования институтов развития в 2008–2020 годах составит более 7%, из них 1% – это вклад от инвестиционных и финансовых потоков институтов развития до 2012 г., около 6% – вклад в темпы экономического роста страны за счет синергетического эффекта от инвестиционных и финансовых потоков, генерируемых нститутами развития.
В Беларуси концентрированным выражением государственной политики долгосрочного экономического роста является созданный институт – Банк развития. Цель банка – низкорисковое, прозрачное и безэмиссионное финансирование. Он ядро системы, и его эффективность на этапе становления будет напрямую зависеть от концентрации на площадке Банка развития всех имеющихся рычагов стимулирования к развитию.
Министр экономики Беларуси уверен и в том, что приоритетом государственной политики должно стать предпринимательство, потому что формирование среднего класса в обществе – это основа устойчивого развития и социального комфорта. В первом полугодии 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года общее количество субъектов предпринимательской деятельности возросло на 1,5%, а количество юридических лиц – на 5,9%. К 2015 году необходимо довести вклад малого и среднего бизнеса в ВВП до 30%, а в долгосрочной перспективе, по оценкам экспертов Всемирного банка, малый и средний бизнес способен удвоить существующий объем ВВП.
Выход на запланированный 5%-ный рост ВВП в 2012 году напрямую связан с ростом добавленной стоимости и прямых иностранных инвестиций, подчеркнул Николай Снопков. В этом и гарантия уровня роста благосостояния населения. Для обеспечения в 2015 году средней зарплаты на уровне 80% от стран-соседей (конкурентный уровень) необходимо достижение добавленной стоимости на одного занятого 22 тысячи долларов. А прямые иностранные инвестиции за три года должны составить 17 миллиардов долларов, в том числе на новые производства – 7,5 миллиарда долларов.
Для успеха в достижении поставленных целей, подчеркнул Николай Снопков, необходимы смелые решения по уходу от декларирования мотивации к фактической мотивации труда работников и руководителей.