Судный день для защитников прав потребителей
В субботу 11 августа 2012 года вступают в силу новые поправки в Закон Беларуси "О защите прав потребителей". Юристами, экспертами и специалистами общественных организаций по защите прав потребителей они восприняты даже не настороженно, а негативно.
Эксперты прогнозируют увеличение потока жалоб от потребителей в отделы торговли местных исполнительных органов и резкое сокращение их же в общества защиты прав потребителя. Скорее всего, многим организациям придется если не закрыться, то приостановить свою защиту до лучших времен, так как нечем будет платить зарплату сотрудникам.
В чем суть изменений?
-Если вкратце, то общества не смогут брать деньги за консультации обратившихся и пострадавших граждан, - рассказала председатель старейшего и крупнейшего в стране Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. - Общества защиты прав потребителей не смогут больше проводить проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Правда, нам сохранят право проводить общественный контроль в иных формах, например, мониторинг. Главное, чтобы в ходе такого контроля не преследовалась цель, характерная для проверок - соответствие требованиям законодательства деятельности субъектов хозяйствования, их должностных лиц и иных работников.
В компетенции обществ защиты прав потребителей по-прежнему остается проведение собственных экспертиз, обращение к продавцам и производителям с претензиями от имени потребителей, обращение в органы прокуратуры по фактам правонарушений, а также подача от имени потребителей исков в суды.
Но откуда у защитников деньги, если из бюджета они не получают ни копейки? Придется работать с клиентами бесплатно, а все расходы возмещать лишь после того, как вина субъекта хозяйствования будет доказана. Однако практически все действия придется выполнять бесплатно - на основании письменного договора безвозмездного оказания услуг. Понесенные расходы БОЗП, как и другие общественные объединения, сможет взыскать с виновной стороны. Состав и размер таких расходов теперь будет устанавливать исключительно Министерство торговли.
- Еще одно новшество то же пугает нас - введение обязательной аттестации для работников обществ защиты прав потребителей, - заявила Анна Суша. - Только при наличии аттестата они смогут консультировать потребителей по вопросам защиты их прав, обращаться от имения потребителя с претензиями и исками в суд.
Иными словами складывается такая ситуация, что если обществу придется поскандалить с госорганами, то вполне может так получиться, что оно лишится этой самой аттестации.
За счет чего живут общественники сегодня?
- В первую очередь за счет консультаций и юридической помощи, - рассказала Анна Владимировна. - Получить совет от работающего юриста сегодня можно по расценкам в 54 тысячи рублей полчаса и 92 - за часовую беседу. Помогать в суде специалисты возьмутся примерно за 400 тысяч рублей. Разве это деньги в сравнении с адвокатами и юридическими конторами? Это у нас в столице. На местах в регионах так называемый прейскурант на порядок меньше.
Но и здесь есть вопросы. Ведь аренду, как и зарплату, не говоря про аванс, обществам надо платить, как и раньше, раз в месяц. Не секрет, что взыскать деньги через суд с нерадивого субъекта хозяйствования даже при самом благоприятном исходе удается минимум через полгода. Некоторые дела, бывает, затягиваются и на 5 лет.
В настоящее время ситуация такова, что даже по выигрышным делам взыскать деньги не так просто. По сведениям судебных исполнителей, у 90% организаций-нарушителей, в отношении которых принято судебное решение, на расчетных счетах нет денег, предприятие находится в стадии ликвидации или уже обанкротилось. А с 11 августа ситуация лишь ухудшится.
В Минторге относительно новых правил игры придерживаются другого мнения.
- Заметьте - за последние годы число обществ по защите прав потребителей значительно выросло. Все это хорошо. Тревожит другое. Часто в объединениях работают слабые специалисты, которые неспособны в суде победить в заранее выигрышном деле и просто тратят деньги и так уже пострадавшего потребителя. - заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова.
С этой позицией Минторга правозащитники готовы поспорить - с цифрами на руках по выигранным судам, перечисленным в доход бюджета штрафам с проигравших и других средств, вообще по количеству защищенных клиентов одним БОЗП, после которых даже могучий административный ресурс меркнет. Но спортить с Минторгом – теперь себе дороже.
Именно поэтому эксперты прогнозируют серьезное ухудшение существующего положения дел. И не только потому, что ОЗПП теряют такой эффективный инструмент влияния на продавцов и производителей, как проверки, проводимые по собственной инициативе. В соответствии с новой редакцией закона, прежде чем идти в суд, потребитель должен будет обязательно обратиться с претензией к продавцу, производителю или тому, кто оказал некачественную услугу.
Как прогнозируют эксперты обществ, потребителю придется защищать себя самому, написав кучу писем с жалобами во все инстанции, дождаться ответов на них, а затем найти недешевого квалифицированного юриста и обратиться в суд, согласившись с любым его решением, и, если захочет, подать апелляцию. Если деньги останутся.
Как отмечают эксперты, сегодня в Беларуси создана двухуровневая параллельная система защиты потребителя – государственная и общественная. Они неплохо дополняют друг друга. У каждого своя ниша. И хотя по законодательству о защите прав потребителей в каждом районе при горрайисполкоме, кроме крупных, должен быть уполномоченный по делам защиты прав потребителя, реально мало кто из рядовых и даже продвинутых покупателей об этом знает, а тем более туда обращался? Ведь уполномоченный обычно это специалист-товаровед отдела торговли на общественных началах, у которого своих профессиональных обязанностей достаточно много. Разве ему до судебных тонкостей и юриспруденции? Обычно даст стандартный бланк для заявления претензии и пару советов в нагрузку – и все.
Информация по делу
Сейчас в Беларуси действует одно республиканское ОО «Белорусское общество защиты потребителей» с отделениями в регионах, и 15 местных объединений по защите прав потребителей. И именно ОО забирают у госорганов, разгружая их, большинство претензий и исков. Разве плохо? И кому это не понравилось?