Казахстан мне близок и дорог
Общая история и сегодня сплачивает народы Беларуси, России и Казахстана.
Решения президентов трех стран сначала о создании Таможенного союза, затем Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, а также заявление о создании к 2015 году Евразийского экономического союза являются ориентиром для всех интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Это дает возможность жить лучше и богаче, чувствовать себя увереннее.
Казахстан мне близок и дорог. Мне часто снятся казахстанские поля, армейские автомобильные батальоны, комбайны, работающие на обширных просторах, элеваторы, построенные по последнему слову техники того времени. Круглосуточно принимают тысячи тонн твердой пшеницы. Общими усилиями советского народа подняли целину на полях Уральской, Кокчетавской, Кустанайской и других областей. Посевная и уборка хлеба проходили организованно и ответственно. Это был наш хлеб.
В 1966 году ракетные войска стратегического назначения по решению советского правительства участвовали в уборке хлеба в Казахстане. Оперативно надо было сформировать батальон численностью 550 машин из частей ракетных войск, расположенных в разных частях Советского Союза. Сформировать батальон и выполнить поставленную задачу было поручено мне.
Главком ракетных войск маршал Крылов Николай Иванович приказал в случае необходимости докладывать ему лично и предупредил, что эти вопросы стоят на контроле у министра обороны и в ЦК партии.
В кратчайшие сроки батальон должен был приступить к работе, хлеба созрели. На улице 42 градуса жары. Немедленно начали проводить проверку поступивших к нам подразделений, машины. Задача была ясна – хлеб от комбайна надо было возить на центральный элеватор в г. Уральск. А это расстояние 150–200 км в одну сторону. Зерно на элеватор надо было привезти в целости и сохранности и не рассыпать по дороге. Тщательно проверили кузова, устранили недостатки, организовали службу безопасности и контроля, питания и дозаправки в пути и т. д. Находясь за рулем грузовой машины, когда на улице 40–42 градуса, возвращаясь с элеватора, пройдя 300–400 км на тяжелой машине, водитель не имел сил и не мог качественно обслужить машину для работы на следующий день. Машины останавливались, снимались с эксплуатации, что вызывало недовольство руководства совхозов, райкома партии. Их наши трудности и проблемы не интересовали.
Полученные мною знания в Саратовском политехническом институте я решил внедрить в практической работе. Совместными усилиями командиров и водителей разработали и внедрили «систему технического обслуживания агрегатно-участковым методом, на тупиковых постах в полевых условиях». Результаты не заставили себя долго ждать. Машины прибывали из рейса и сдавались бригаде, водитель после короткого отдыха ужинал и шел отдыхать. О недостатках в работе машины, которые имели место, и просьбы по техническому уходу докладывали командиру взвода. Конкретную помощь при необходимости оказывало командование роты, батальона. После окончания работы в Уральской области батальон своим ходом совершил марш в Кокчетавскую область и с ходу приступил к работе, заканчивая свою работу и в этой области.
Наш труд высоко оценили: начальник оперативной группы, представитель генерального штаба Советской армии генерал Колбасюк отметил целый ряд солдат и командиров орденами и медалями. Я был награжден орденом «Знак почета». А разработанный метод текущего обслуживания и ремонта машин в полевых условиях по просьбе руководства мы передали местным совхозам.
После увольнения из Советской армии я возглавил техническую службу на киностудии «Беларусьфильм» (цех игровой и специальной техники). В 1985 году мы заняли первое место в Госкино СССР. По просьбе начальника главка Госкино СССР я дважды выезжал на Алма-Атинскую киностудию. Оказывал практическую помощь в технических вопросах. Мое самое глубокое уважение народу Казахстана и благодарность всем тем, с кем мне приходилось встречаться и работать.
Григорий КРОЛ, участник Великой Отечественной войны, инженер-полковник
Минск