Какие места в Витебске связаны с Марком Шагалом?
125-летие со дня рождения выдающегося художника — прекрасный повод посетить места, связанные с его юностью
Марк Шагал уникален в своей любви к родному Витебску. Связь художника с городом очевидна: его крыши, храмы, люди есть на каждом шагаловском полотне. Любить город, дышать им, хотеть, но больше никогда сюда не вернуться — судьба гения, прославившего Витебск далеко за его пределами.
Детство на Покровской
7 июля 1887 года в Витебске случился пожар, не пощадивший почти треть деревянной застройки, — позднее его назовут самым разрушительным для города бедствием уходящего века. Но для еврейской семьи Фейги-Иты и Хацкеля Шагалов, ютившейся в ветхом домике на окраине города на левом берегу Двины, этот день оказался счастливым: у четы родился первенец — сын Моисей. Через несколько десятков лет он станет одним из самых дорогих художников Европы, а имя Марка Шагала узнают во всем мире.
Вскоре семья Шагалов перебирается на улицу Покровскую, окруженную церквями, синагогами, лавками и заборами соседских домов, словно сошедших с фресок Джотто. Дом из красного кирпича, значившийся в документах под номером 29, был частью небогатого еврейского квартала, который в основном населяли ремесленники и торговцы.
С этой улицы для Шагала начинался город. Позже в романе о самом себе под названием “Моя жизнь” тридцатипятилетний художник напишет: “Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что скрывалось дальше, за ними, восхищало меня. Что именно — вы можете увидеть на моей картине “Над городом”...
Дом на улице Покровской уцелел. Сегодня в нем открыт Дом-музей Марка Шагала, который стал местом паломничества туристов со всего мира. В начале улицы Покровской установлен памятник Шагалу, а от него рукой подать до Дома-музея художника.
— Воссоздать интерьеры дома семьи Шагалов было непросто, — рассказывает директор Музея Марка Шагала в Витебске Людмила Хмельницкая. — В 1920 году Шагал уехал в Москву, не зная, что в Витебск он уже никогда не вернется. Началась Гражданская война. Два года Шагал с женой жили в голодной Москве, и Белла вынуждена была ходить на рынок, чтобы менять у спекулянтов драгоценности на хлеб. Потом они уехали в Берлин, а оттуда — в Париж. Во время Второй мировой войны супруги, собрав картины, уплыли в Америку. Поэтому основой для создания экспозиции послужила автобиографическая книга Шагала “Моя жизнь”, которая охватывает его жизнь от рождения до отъезда из Витебска.
К юбилейной дате сотрудники музея подготовили специальное предложение: с середины мая и до конца сентября в саду родительского дома Шагала на улице Покровской для туристов организуются мастер-классы “Каждый из нас — творец”. В течение сорока минут сотрудники музея обучают посетителей изготовлению графических работ в технике монотипии. А полученный на бумаге оттиск — хороший сувенир.
Уроки рисования
После занятий с репетиторами Марк поступил в городское училище. Евреев туда не брали, но матери удалось за пятьдесят рублей пристроить сына сразу в третий класс. На уроках рисования ему не было равных — мальчика хвалили и ставили в пример.
Здание городского училища сохранилось — теперь его занимает вечерняя школа по улице Ленина, 24, а сам старый кирпичный дом включен в экскурсионные маршруты по городу.
Мать, видевшая сына приказчиком, бухгалтером или торговым агентом, все же согласилась пойти с ним в мастерскую с вывеской “Школа живописи и рисунка художника Пэна”. Закончив занятия у Пэна, Шагал поступил в ученики к витебскому фотографу, где обучался ремеслу ретушера. Однако вскоре уехал в Санкт-Петербург, чтобы стать настоящим художником. В большом городе Шагал учился у Рериха, Бакста, Добужинского.
Комиссар по делам искусств
Первая персональная выставка Шагала состоялась в Берлине в июне 1914 года в галерее журнала Der Sturm. Здесь было представлено 40 картин, 160 гуашей, акварелей и рисунков парижского периода. После открытия выставки Шагал вернулся в Витебск на свадьбу сестры уже узнаваемым в Европе художником. Рассчитывая провести в родном городе несколько месяцев, он был вынужден остаться здесь на восемь лет — начавшаяся война сделала невозможным скорейшее возвращение в Европу.
В этот период Шагал пишет “Витебскую серию” 1914—1915 годов, куда вошли портреты “Давид, играющий на мандолине”, “Портрет сестры Марьясеньки”, “Отец и бабушка”, “Старый музыкант” и другие.
Занимая высокую должность комиссара по делам искусств Витебской губернии, в 1918 году Шагал открывает в Витебске Народное художественное училище, куда на работу приглашает известных художников — Веру Ермолаеву, Эля Лисицкого, Казимира Малевича.
Здание созданного Шагалом училища, пройдя испытание временем, сохранилось. Сегодня оно находится на реконструкции, и в скором времени там появится экспозиция, посвященная трудившимся в нем художникам.
Возвращение “вычеркнутого” из истории
В очередной раз Шагал покидает Витебск. Впереди Москва, Берлин, Париж, Венеция, Цюрих, Ницца, Нью-Йорк, Мехико, Чикаго. Персональные выставки. Признание. Слава... Для Витебска он становится чужим, эмигрантом. Политические деятели государства предпочитают забыть имя художника, вычеркнуть его из истории. Переломными станут 1980-е годы, когда творчество Шагала на родине больше не будет находиться под запретом.
Картины Шагала, хотя и на время, все же попадают на родину своего создателя. Уже после смерти художника стараниями наследников и его внучки Мерет Мейер-Грабер, вице-президента Комитета Марка Шагала в Париже, с 1997 по 2005 год в Минске и Витебске проходит пять выставок, на которых были представлены живопись, графика, гобелены, театральные эскизы, эскизы плафонов Парижской оперы и другие работы Шагала.
Единственное место в Беларуси, где можно увидеть произведения художника в оригинале, Арт-центр Марка Шагала в Витебске. Триста его графических работ — по большей части дары музею его наследников.