На "Славянском базаре" покажут "Пане Коханку"
Пьеса “Пане Коханку” успешного белорусского драматурга Андрея Курейчика (и сценариста нескольких фильмов, в том числе “Любовь-морковь”) в чем-то продолжает традиции, заложенные Алексеем Дударевым в жанре исторических фантазий и легенд глубокой старины. Но если у Дударева, скорее, исторические хроники (“Князь Витовт”, “Черная панна Несвижа”), то у Курейчика – романтическая трагикомедия.
Спектакль “Пане Коханку” в Национальном академическом театре им. М. Горького создавался в тесном сотрудничестве драматурга Андрея Курейчика и режиссера Сергея Ковальчика. В основе сюжета – реальные исторические персонажи и события, поданные в вольной интерпретации, это художественный вымысел.
По словам Андрея Курейчика, Пане Коханку – прекрасный пример истинного белоруса: независимого, свободолюбивого, не поддающегося ни на какой шантаж, отказывающегося иметь дело с недостойными людьми, какое бы положение они ни занимали. И при этом – веселого, доброго, творческого, поэтичного.
Действие спектакля разворачивается в XVIII веке, после первого раздела Речи Посполитой. Главный герой спектакля Кароль Станислав Радзивилл получил прозвище Пане Коханку потому, что ко всем обращался “пане коханку” (мой любимый). Он являлся одним из самых богатых и влиятельных магнатов Великого Княжества Литовского. Благодаря своей щедрости, склонности к беседам и шуткам Пане Коханку был любимцем шляхты. В текстах историков первой половины XIX века он предстает как символ национального возрождения. Однако на королевский трон при поддержке Екатерины II и партии князей Чарторийских был избран Станислав Август Понятовский. Он имел небольшое имение в Волчине и происходил из менее знатного рода, чем Пане Коханку, который не поддержал короля и выразил свой протест...
Станислав Август Понятовский приезжает к Пане Коханку с визитом. В замке Радзивиллов происходит что-то невероятное: крестьяне учатся летать, в ходе научных экспериментов появляются невообразимые изобретения... Чем закончился этот визит и как он повлиял на дальнейший ход истории. Сходите в театр – и все узнаете.
– Мы играем спектакль о том, что было, что есть и что будет на нашей земле. Через призму истории мы рассказываем о сегодняшнем дне и созидающих личностях, – охарактеризовал постановку исполнитель роли Станислава Августа Понятовского Александр Суцковер, известный зрителям не только по работам в театре и кино, но и как бессменный ведущий телепроекта “Обратный отсчет”, лауреат международного телефестиваля “Вместе” в Ялте (снимался в фильмах “Под небом голубым”, “Кадет”, “На перепутье”, в телесериалах “Псевдоним “Албанец”, “Капитан Гордеев”, “Самая счастливая”).
– Мой персонаж, как и многое в пьесе, – вымысел. Простая крестьянка Олеся – прекрасный, светлый лучик, который можно и запятнать. Та самая травинка, которую можно затоптать, что нередко случается в жизни. Но она искренняя и талантливая, она согревает, как очаг. Олеся – душа нашего народа, – так оценивает свою героиню актриса Вероника Пляшкевич, сыгравшая, кстати, одну из главных ролей в фильме “Одинокий остров”, который после внеконкурсного показа на Каннском кинофестивале вошел в конкурсную программу XXXIV Московского международного кинофестиваля и кинопрограмму “Славянского базара в Витебске”. Вероника Пляшкевич снималась также в фильмах “Щит Отечества”, “На перепутье”, в телесериалах “Однолюбы”, “Гадание при свечах”, “Смерш”, “Знахарка”, “Привет от Катюши”.
В главной же роли – Пане Коханку – народный артист СССР, лауреат премии Союзного государства 2006 года Ростислав Янковский. Теофилию, сестру Пане Коханку, играет народная артистка Беларуси Белла Масумян. В постановке также заняты Иван Мацкевич, Анатолий Голуб и другие актеры.
Спектакль “Пане Коханку” будет показан в Витебске 14 июля в Театре им. Якуба Коласа.