Стратегия долгосрочного партнерства
Консолидированная “мускулистая” позиция Беларуси и России отрезвляет многие горячие головы.
Защита национальных интересов и обеспечение безопасности Беларуси и России были и остаются жизненно важными направлениями строительства Союзного государства.
Именно поэтому работа секции по вопросам внешней политики и обеспечения безопасности в современных условиях вызвала особый интерес журналистов на прошедшей в Санкт-Петербурге научно-практической конференции по актуальным проблемам строительства и развития Союзного государства. В центре внимания депутатов Парламентского Собрания, представителей Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств, политологов были вопросы противодействия новым вызовам и транснациональным угрозам, пути укрепления военной и общественной безопасности на территориях государств – участников Союзного государства, реализуемые и перспективные программы в области безопасности, обороны и правоохранительной деятельности, совершенствование приграничного сотрудничества Беларуси и России. Несмотря на столь глобальные и сложные темы, дискуссия получилась довольно живая и интересная.
Открывая работу секции, член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по аграрным вопросам Сергей КрыжевиЧ подчеркнул, что совместными усилиями Беларусь и Россия сформировали концептуальную правовую базу обеспечения безопасности Союзного государства в различных отраслях. Принятые документы позволяют адекватно реагировать и противодействовать вызовам, осуществлять согласованные практические меры в области безопасности, обороны и борьбы с преступностью. Однако в условиях изменившейся геополитической ситуации требуется уточнить общие подходы в повышении эффективности противодействия современным вызовам и угрозам. Это необходимо и для углубления интеграционных процессов в рамках Союзного государства, Таможенного союза и ЕЭП.
О роли внешней политики в обеспечении безопасности Союзного государства говорил 2-й секретарь отдела Беларуси и Союзного государства Департамента СНГ МИД России Андрей Карбовский. По его словам, Союзное государство – это «связующее звено единой Евразии, противостоящее деструктивным попыткам разрезать наш континент по живому вдоль Балтийско-Черноморской дуги». В этих условиях Москва и Минск просто обязаны выступать с единых позиций в области внешней политики, отстаивать и продвигать на международной арене общие интересы. В частности, речь идет о координации усилий по противодействию попыткам вмешательства во внутренние дела государств – участников Союзного государства, оказания давления на них путем введения ограничительных или санкционных мер. Такая консолидированная «мускулистая» позиция оказывает отрезвляющее действие на многие горячие головы.
По мнению заместителя директора Российского института стратегических исследований Тамары Гузенковой, союзное строительство сегодня находится на завершающей стадии бюрократическо-чиновничьей модели формирования интеграционного процесса. А народные массы до сих пор являлись потребителями этой интеграционной работы. Сейчас мы вступаем в ту стадию, когда в интеграции должны и обязаны участвовать широкие группы населения со всех сторон. Но для этого необходимы масштабные проекты, которые будут вызывать у людей энтузиазм по поводу евразийской интеграции. Например, создание совместных высокоэффективных предприятий на базе проблемных угасающих производств.
Понятно, что евразийская интеграция на постсоветском пространстве многих наших визави на Западе не устраивает. Как отметил заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси Сергей Кизима, ЕС выдвигает ряд условий, которые фактически «нацелены на то, чтобы сделать евразийскую интеграцию недееспособной, а будущий Евразийский союз – вассальной единицей в руках Брюсселя». В связи с этим нам надо развивать свои представления о демократии и свободном рынке, позволяющие эффективно модернизировать экономику, а не погружать ее в хаос и отдавать в руки иностранцев. Что касается технических норм и стандартов, ими нужно манипулировать так же, как это делают в самом ЕС: отсекая при их помощи те товары из других стран, которые угрожают отечественным производителям.
Важную роль в укреплении безопасности Союзного государства и ускорении интеграции должны играть парламентарии Беларуси и России, считает доцент кафедры теории государства и права Белорусского института правоведения Анатолий Красуцкий. Используемый парламентариями институт переговоров, консультаций позволяет согласовывать даже диаметрально противоположные политические позиции, находить приемлемые решения и компромиссы, урегулировать международные споры.
Еще одной угрозой безопасности Союзному государству является экстремизм в различных его проявлениях. Эту тему поднял в своем выступлении член Экспертного совета Комитета Госдумы по безопасности, профессор Виктор Петрищев. По его словам, «для эффективной борьбы с экстремизмом, создания неблагоприятных условий для его воспроизводства крайне важно сформировать общенациональную государственную идеологию». Причем поддержку большинства населения может получить лишь государственная идеология, базирующаяся на принципе социальной справедливости.
Говоря об укреплении безопасности приграничных регионов, член Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Данил Волков отметил, что именно эти территории столкнулись с комплексом серьезных проблем, таких как контрабанда, наркотрафик, экономическая экспансия со стороны сопредельных государств, расхищение природных ресурсов и другие. Ситуация осложняется тем, что уровень экономического развития этих регионов часто ниже общего уровня по стране. В связи с этим необходима стратегия опережающего развития и приоритетного финансирования приграничных территорий, нужны конкретные шаги по разработке соответствующих целевых программ.
Совместная оборонная политика – еще одно стратегическое направление союзного строительства, по которому Беларусь и Россия за последние годы существенно продвинулись. Однако, как подчеркнул первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси Игорь Лавриненко, есть еще немало и проблемных вопросов. В частности, до сих пор не утверждена совместная программа вооружения, не сформирован совместный оборонный заказ. Требует решения вопрос о равном доступе белорусских предприятий к участию в тендерах на выполнение заказов российского оборонного ведомства. С опозданием разрабатываются и реализуются совместные специальные программы и проекты по разработке и производству новых видов вооружения и военной техники, услуг военного назначения. Решение этих проблем нельзя откладывать в долгий ящик, учитывая происходящие на международной арене геополитические трансформации.
По итогам дискуссии ее участники выработали рекомендации в области обеспечения безопасности Союзного государства. Высшему Евразийскому экономическому совету предложено организовать подготовку проекта Концепции безопасности Таможенного союза, сконцентрировав усилия на противодействии наиболее острым транснациональным угрозам – внутренний и международный терроризм, политический и религиозный экстремизм, незаконная миграция, наркотрафик, контрабанда оружия и боеприпасов, преступность в сфере высоких технологий. В интересах снижения рисков для наших стран от потенциальных опасностей участники конференции предлагают более активно реализовывать в обеспечении безопасности принцип предотвращения и опыт превентивной дипломатии, которые в отличие от традиционного реагирования на уже проявившиеся угрозы представляют перспективное направление практики обеспечения безопасности. Кроме того, на заседании Совета Парламентского Собрания предложено рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма разработки, финансирования и реализации программ и проектов Союзного государства.