Противостоять кризису поможет интеграция АПК
Выработка единой аграрной политики двух государств – факт уникальный и судьбоносный.
По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, из 6 млрд человек, живущих сейчас на планете, примерно 1 млрд страдают, а около 24 млн человек ежегодно погибают от голода. Как отметила заведующая отделом рынка Института системных исследований в АПК НАН Беларуси Зинаида Ильина, если сложившуюся тенденцию не преодолеть в кратчайшие сроки, то снизить количество голодающих в два раза можно будет не ранее 2050 года.
Обострение продовольственной проблемы в мире обусловлено различными причинами: природно-климатическими; финансово-спекулятивными; рыночными, демографическими.
Между тем, по оценке организации ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), планета способна прокормить в два раза больше современной численности населения. Однако из-за различия в уровнях развития стран разница в обеспеченности населения только усугубляется. Продовольственная проблема фактически приобрела глобальный характер и, чтобы избежать угрозы перерастания ее в глубокий мировой кризис и дестабилизации обстановки, требуется принятие соответствующих мер.
Единая аграрная политика
Вопросы продовольственной безопасности и развитие взаимовыгодного сотрудничества в аграрной сфере занимают важное место в экономической политике Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Союзного государства (Беларусь и Россия) и Таможенного союза.
Первые шаги по формированию общего рынка сельхозпродукции Союзного государства были сделаны в начале 90-х годов. Именно тогда было подписано соглашение между Правительством России и Правительством Беларуси о свободной торговле. В 2002 году Совет глав правительств Содружества Независимых Государств утвердил Концепцию согласованной аграрной политики СНГ, а через три года была принята Концепция агропромышленной политики государств – членов Евразийского экономического сообщества.
Что касается Союзного государства, то разговор о формировании единой аграрной политики велся фактически с момента его образования. Чтобы принять окончательное решение, потребовалось всесторонне проработать производственные, финансово-экономические, социальные, управленческие вопросы. Наконец на совместном заседании коллегий двух аграрных ведомств в Минске в 2008 году была поставлена задача разработки такого документа.
За подготовку концепции единой аграрной политики взялись ученые Российской академии сельскохозяйственных наук и Национальной академии наук Беларуси. Через год основные направления документа, предусматривающего формирование общего рынка, единых ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-гигиенических требований в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, инновационное сотрудничество в целом были одобрены. Разногласия возникли лишь по некоторым позициям – в частности, по уровню государственной поддержки сельхозпроизводителей двух государств, а также по применению ежегодных прогнозных балансов спроса и предложения во взаимной торговле, сформированных на несколько лет по мясу, молоку и сахару.
После доработок в декабре 2010 года минсельхозпроды двух стран одобрили концепцию единой аграрной политики. Значение этого события трудно переоценить.
Взаимовыгодная торговля
Для согласования взаимных интересов в торговле аграрной продукцией между Россией и Беларусью в течение ряда лет успешно применяется механизм прогнозных балансов спроса и предложения, прежде всего по молочным и мясным продуктам, сахару. Как отметил заместитель начальника отдела прогнозных балансов и мониторинга продовольственной безопасности Минсельхоза РФ Николай ТолкаЧев, при составлении прогнозных балансов спроса и предложения используются данные государственной и таможенной статистики, учитываются целевые показатели государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Кроме того, представитель Минсельхоза РФ напомнил, что на меры по поддержанию продовольственной безопасности Союзного государства в текущем году будет затрачено около 350 млн российских рублей. Соответствующая сумма заложена в бюджете Союзного государства на 2012 год, утвержденном 25 ноября решением Высшего Государственного Совета.
С использованием этих средств Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь будут реализовывать союзные программы «Разработка перспективных ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и оборудования для производства биологически полноценных комбикормов» и «Повышение эффективности пищевых производств за счет переработки их отходов на основе прогрессивных технологий и техники».
Возможны новые союзные программы
Директор по науке Института проблем устойчивости грунтов и геотехнических массивов Михаил Чарный предложил для обеспечения продовольственной безопасности разработать и принять ряд совместных программ, которые могут быть профинансированы из бюджета Союзного государства и Евразийского союза. Например, программа «Плодородие» предполагает комплекс мер по восстановлению и повышению плодородия почв с разработкой единых стандартов экологического земледелия, программа «Кормопроизводство» предполагает повышение эффективности производства кормовых культур, расширение их ассортимента.
Не менее важна программа «Торф».
– Большие запасы его в Северо-Западном регионе и особые свойства дают основание надеяться, что интегрированные усилия специалистов обеих стран позволят предложить технологии по широкому использованию торфа в различных направлениях производства и быта, – считает Чарный.
По мнению докладчика, срок окупаемости таких программ – от 3 до 5 лет.
Новые вызовы
Активнее формировать общий продовольственный рынок Беларусь и Россию подталкивают не только внутренние, но и внешние факторы. В частности, вступление России в ВТО. Из-за того, что Россия согласно нормам ВТО должна будет ограничивать размер государственных субсидий сельскому хозяйству, оно примет на себя тяжелый удар. Так, в 2012 году размер господдержки АПК в России ограничится 9 млрд долларов, а к 2018-му – сократится до 4,4 млрд. При этом США и Евросоюз тратят на поддержку сельского хозяйства десятки миллиардов долларов: Евросоюз – 33% от совокупного бюджета, Беларусь – 23%, Россия – 1,2% на поддержку сельского хозяйства.
Руководитель аграрного центра ЕврАзЭС при ВНИИЭСХ Владимир Тарасов отмечает, что российское сельское хозяйство, ослабленное в результате реформ 90-х годов, еще полностью не вышло из кризиса 2008–2010 годов, а страны – наши конкуренты на мировом агропродовольственном рынке используют несравненно более выгодные условия ведения сельскохозяйственного производства по сравнению с теми, на которых предложено России вступать в ВТО.
– Условия, на которых Россия вступает в ВТО, окажут влияние как на достижение пороговых значений продовольственной независимости, а следовательно, на надежность обеспечения населения продуктами питания, так и на конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса, – отметил ученый.
Негативное воздействие от вступления в ВТО могут ощутить производители мяса. По оценкам ученых Россельхозакадемии и экспертов отраслевых союзов, наиболее серьезные отрицательные последствия ожидаются на рынке свинины, на который будут оказывать влияние сразу три негативных фактора: снижение таможенного тарифа на живых свиней с нынешних 40 до 5%, снижение таможенного тарифа на мясо свиней свежемороженое сверх квоты с 75 до 65%, изменение режима тарифного квотирования.
На конференции прозвучали предложения Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам в связи со вступлением России в ВТО. Так, необходимо в сжатые сроки принять комплекс мер: во-первых, разработать проекты федеральных законов «О продовольственной безопасности РФ», «Об оптовых сельскохозяйственных рынках», а также ускорить утверждение госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы и обеспечения финансирования ее реализации в объемах, установленных документами этой программы; увеличить объемы финансирования сельского хозяйства в соответствии с обязательствами, принятыми на себя Российской Федерацией в связи со вступлением в ВТО (до 9 млрд рублей), сохранить субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым на срок до 20 лет сельхозпроизводителям, и другие. По мнению Комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам, все эти меры позволят смягчить трудности, связанные со вступлением России в ВТО.
В свою очередь, участники конференции рекомендуют разработать меры по адаптации агропромышленных комплексов Союзного государства России и Беларуси к новым условиям работы, сложившимся после присоединения РФ к ВТО.
Для обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства они рекомендуют активизировать сотрудничество в развитии агропромышленного комплекса в конкретных сегментах продовольственного рынка, разработать единую систему мониторинга цен на продовольствие и сельскохозяйственную продукцию, рассмотреть возможность создания резервных фондов Союзного государства по наиболее важным видам продовольствия, а также союзного фонда поддержки сельского хозяйства и регулирования аграрных рынков с возможностью проведения межгосударственных закупочных и товарных интервенций. Предложено также усовершенствовать систему страхования рисков при движении сельскохозяйственной и рыбной продукции для защиты интересов товаропроизводителей государств-участников.