Президент с третьей попытки
Сербию возглавил бывший националист.
В Сербии состоялся второй тур президентских выборов, победу на которых одержал лидер сербских националистов Томислав Николич, получивший 49,3% голосов. Прежний глава государства Борис Тадич, которому Николич проигрывал на выборах 2004 и 2008 годов, получил 47,7%. При этом на выборы пришло всего 46,8% избирателей.
Так случилось, что Тадич сам способствовал своему поражению. В начале апреля он добровольно подал в отставку почти на год раньше положенного по закону срока. На волне эйфории от присвоения республике статуса кандидата в ЕС он рассчитывал сохранить власть в своих руках на третий президентский срок. Конституция страны это позволяла: первое президентство он провел как глава Сербии и Черногории.
В итоге президент, чей рейтинг популярности колебался в районе 20%, решил совместить парламентские выборы с президентскими. В их первом туре Тадич с небольшим отрывом занял первое место (25,31%), вторым стал Николич (25,05%).
На выборах в Скупщину (парламент Сербии) победили националисты из «Прогрессивной партии» Николича. Эта партия уже давно отказалась от агрессивной риторики и ныне придерживается европейских ценностей. Однако сформировать правительство ей не удалось. О создании кабинета министров договорились занявшие второе и третье места демократы Тадича и социалисты Ивицы Дачича, который теперь, вероятно, и станет премьером. Прогрессистам и партиям, входившим с ними на выборах в блок «Сдвинем Сербию», пришлось, как и в парламенте прошлого созыва, уйти в оппозицию. Накануне второго тура президентских выборов мало кто сомневался в победе Тадича. За несколько дней до голосования букмекеры даже перестали принимать ставки на его победу.
Тем не менее Николичу удалось одержать трудную и долгожданную победу. По мнению наблюдателей, она стала возможной благодаря протестному голосованию. Сербы отказали действующему президенту в поддержке, выразив недовольство экономической ситуацией в стране, где средняя зарплата составляет менее 400 евро. За последние месяцы рекордно обесценился по отношению к евро местный динар. Безработица в республике выросла до 22%, а ВВП за первый квартал этого года упал на 1,3%. Объем внешнего долга достиг 24 миллиардов евро.
Комментируя свое поражение, Тадич выразил надежду, что его преемник продолжит курс на евроинтеграцию. Сейчас в этом можно не сомневаться. Если еще 4 года назад Николич, бывший ранее соратником находящегося в гаагской тюрьме лидера сербских радикалов Воислава Шешеля, считался противником ЕС, то ныне он стал более аккуратен в выражениях и не меньше, чем Тадич, считается сторонником вступления в объединенную Европу.
Правда, при этом Николич продолжает утверждать, что его выбор – и Европа, и Россия, с которой у сербов традиционно теплые отношения. Кроме того, Белград очень заинтересован в политической поддержке Москвы и миллиардных российских инвестициях для проведения реформ, необходимых для вступления в ЕС. Не случайно свой первый зарубежный визит Николич совершил именно в Москву. Правда, пока еще в качестве лидера «Прогрессивной партии», с которой сотрудничает «Единая Россия».
Что касается внутренней политики, то Николич уже заявил, что собирается стать президентом всех сербов и покинуть родную партию. В числе приоритетных задач он назвал борьбу с экономическими проблемами, криминалом и коррупцией. Правда, как именно он собирается решать эти задачи, так и не сообщил.
Особым пунктом в программе Николича значится решение косовского вопроса. Новый президент, как и Тадич, заявляет о стремлении сохранить край в составе Сербии. Впрочем, любой сербский политик, согласившийся предоставить краю независимость, стал бы политическим трупом. При этом курс Николича на евроинтеграцию по умолчанию предполагает уступки по Косову.
Тем не менее это не помешало заместителю министра иностранных дел самопровозглашенного государства Петриту Селими выразить свое отношение к прошедшим в Сербии выборам. По его словам, Николич «никогда не отказывался от своей роли вдохновителя и организатора военных преступлений» на Балканах в 1990-х годах. Тем не менее Селими был вынужден признать, что сербы свой выбор сделали, и с этим выбором придется считаться. Считаться с ним придется и остальному миру.