Табор стал микрорайоном
С окончанием кочевой жизни цыганский быт постепенно меняется, но национальная культура, традиции, обычаи и песни сохраняются.
Могилевчане издавна считают, что в городе два цыганских поселка: Гребенево на юго-западе и на севере Чапаевка. Происхождение названия первого объяснить трудно. А с именем известного героя Гражданской войны название второго связано скорее всего из-за того, что когда-то здесь было много лошадей. Ведь известно, что “цыган без лошади — как без крыльев птица”.
Удивительно, но песни и слова к ним пишут не композиторы и поэты. Цыгане сами слагают собственные песни. А поскольку язык их не имеет письменности, то и передаются они вот на таких свадьбах, на других празднествах. И тут уж какая мелодия и слова понравятся, как на душу западут и по настроению придутся. Может, поэтому они так озорны и заразительны. Хотя разные бывают. О неразделенной любви, о нелегкой доле. Раньше, когда цыгане жили в таборах, когда летние вечера проводили у костров, песен слагалось больше. Да и романтики было в избытке. |
— Это только так в песне поется, — улыбается моя собеседница Татьяна Павловна Барановская, в могилевской цыганской диаспоре женщина авторитетная и уважаемая. — Теперь цыгане лошадей держат редко. Непросто с ними в городе. Да и молодежь больше предпочитает БМВ или иные марки современных автомобилей. Правда, брат держит несколько лошадок...
Отвечая на вопрос, чем объяснить специфические отношения цыган и длинногривых скакунов, когда животные, словно зачарованные, слушаются своих хозяев, готовы выполнять любые их команды, Татьяна Павловна сказала о любви цыган и лошадей к воле. Действительно, живущие в микрорайоне кони ходят без привязи, не стреноженные. А на зов откликаются сразу. И еще, добавила женщина, цыган никогда без крайней нужды не оскорбит скакуна плетью. А доброта, она всегда находит отклик, даже у животных, особенно таких умных, как лошади.
Порядочность, ум, степенность, мудрость при решении жизненных вопросов, справедливость в отношении других, доброта — качества, которыми руководствуются при выборе барона — главы диаспоры. И это не просто слова. Барон обладает властью “вождя племени”. Его слово — закон для других. Ослушание невозможно. Поэтому стать бароном может только честный человек. Авторитет в диаспоре завоевывается отношением к соплеменникам.
У Татьяны Павловны он, как женщина шутит, наследственный. Бабушка, мать тоже в цыганской среде были уважаемы, потому что всегда приходили другим на помощь. И не только мудрыми советами, но и практическими делами. Даже тогда, когда просьб об этой помощи не поступало.
— До сих пор вспоминаю бабушкины рассказы, — с некоторой грустинкой замечает Татьяна Павловна. — Тогда цыгане еще кочевали. Хотя многое из прежнего уклада осталось и в оседлой жизни.
Невесту парню у цыган выбирают в основном его родители. Понравилась девушка отцу с матерью — те заставляют сына жениться. Конечно, уже учитывают и взаимные чувства молодых. В цыганских семьях большинство бытовых забот лежит на хрупких женских плечах. Потому так важен выбор жены. А сделать его весьма непросто. Почему-то среди цыган преобладают мужчины. По данным переписи 2009 года, например, в Могилеве диаспора состояла из 197 человек, из которых 120 — мужчины. Таково же соотношение полов и в регионе: из 730 человек мужчин 408. Наверное, поэтому цыганские девушки рано выходят замуж.
— Свадьбы устраиваются веселые и пышные, — вдохновившись темой, продолжает Барановская. — На них проявляется настоящий цыганский темперамент. Обязательно найдутся и певцы, и танцоры, и гитаристы. Веселье разливается весенним половодьем...
Да, романтизм — это состояние души. И представить цыган без него просто невозможно.