Дорога к богатству

Источник материала:  
30.05.2012 — Разное

Пробиваясь к труднодоступным участкам леса, работники Дисненского лесхоза “подарили” местным жителям не один десяток сэкономленных километров.

В лесном хозяйстве ключевую роль играет экономическая выгода. Без оглядки на этот фактор не затевается ни одно крупное дело. Когда в ГЛХУ “Дисненский лесхоз” решили строить лесохозяйственную дорогу (а мероприятие это очень недешевое), там тщательно взвесили все за и против, в первую очередь оценив пользу дороги для лесхоза, но при этом не забывая и про жителей района.

Болотный “тромбоз”

Территория Дисненского лесхоза, пожалуй, одна из самых заболоченных в Беларуси. Там расположены гидрологические заказники республиканского значения “Ельня”, “Болото Мох”, ряд других затопленных низменностей. Ко многим местам в лесу не то, что на автомобиле — и пешком добраться практически невозможно. А ведь планы по заготовке древесины никто не отменял, расчетную лесосеку нужно осваивать, а значит, даже в самых непроходимых лесах проводить рубки. А затем вывозить древесину на склад.

Кроме того, лесхоз очень географически “разбросан” и захватывает территории трех районов — Миорского, Шарковщинского и Глубокского. Плечо вывозки древесины с лесосеки на склад иногда достигает 50 и более километров.

При подобных условиях успешное хозяйствование возможно лишь при наличии лесных дорог. С этими “артериями” лесхозу не повезло: проведенный несколько лет назад мониторинг показал просто невероятные результаты: на 1000 гектаров лесов Дисненщины приходилось всего... 50 метров лесных дорог!

Километры — в подарок

Начиная с 2005 года работники лесхоза стали активно строить дороги, при этом в первую очередь руководствовались экономической целесообразностью. Однако дополнительные эффекты от ввода в эксплуатацию каждой новой “артерии” позволили ощутимо улучшить быт всех жителей района.

— Все наши дороги (а их с 2005 года построено более 15 километров) изначально планировались как технологические и строились исключительно для нужд лесного хозяйства, — рассказал директор ГЛХУ “Дисненский лесхоз” Евгений Баран. — В первую очередь мы делали ставку на то, чтобы проникнуть на участки леса, где до этого было невозможно проводить рубки. Однако каждая из трех уже построенных дорог очень быстро была освоена не только лесоводами, но и местными жителями, став связующим звеном между населенными пунктами и “подарив” их жителям много сэкономленных километров.

Например, первая лесохозяйственная дорога на территории Дисненского лесхоза протяженностью 7 километров, построенная в 2005 году, позволила не только наладить заготовку древесины в сильно заболоченной местности, но и сократила путь между деревнями Новые Круки и Переслово на 15—16 километров.

Следующая дорога, длиной всего 5,75 километра, позволила жителям поселка Лиомполь на своем пути в деревню Слобода экономить 8 километров. Кроме того, дорогу “разведали” работники местного СПК.

Третья дорога, которая была в прямом смысле слова прорублена в заболоченные леса Миорского лесничества, хоть и оканчивается тупиком, но активно используется грибниками и ягодниками для “освоения” богатых лесными дарами мест, куда до этого не ступала нога человека.

В 2008 году строительство лесных дорог было свернуто. Впрочем, перерыв продлился недолго: уже к октябрю нынешнего года лесоводы рассчитывают сдать новую дорогу протяженностью 7,47 километра, строительство которой началось в январе и сегодня в полном разгаре.

Над реками и оврагами

Создать рассекающую лес транспортную артерию — целое искусство. Для того чтобы продемонстрировать все этапы работ, Евгений Баран предложил проехать по маршруту. Пока что передвигаться по лесу в районе стройки можно лишь на УАЗе, который петляет по едва заметной и донельзя разбитой временной тропе, “выныривая” то справа, то слева от создаваемого дорожного полотна. Евгений Баран рассказывает:

— Назначение новой дороги — помочь в ведении комплекса лесохозяйственных мероприятий, транспортное освоение непроходимого лесного массива, помощь в организации противопожарных мероприятий, охране от порубок, вредителей и так далее. Поэтому при разметке будущей дороги мы старались захватить самые труднодоступные участки леса. Затем провели тендер и выбрали подрядчика (им стало Миорское ПМС), ведь лесхоз не обладает необходимой техникой. Лесоводы очистили будущую трассу от деревьев и кустарника, сделали просеку, затем выкорчевали пни.

Сегодня эти работы уже закончены. Из окна УАЗа видно, как на просеке ворочается тяжелая дорожная техника, завершая организацию земляного полотна. Некоторые участки дороги оканчиваются глубокими оврагами. В скором будущем их сровняют, засыпав топкие места песком. Кое-где, наоборот, экскаваторы и бульдозеры уперлись в косогор...

— Ландшафт в Новопогостском лесничестве сложный, рельеф сильно пересеченный, — объясняет Евгений Баран. — Приходится срезать целые холмы, чтобы выровнять дорогу. Помимо всего прочего, территория испещрена ручьями и небольшими реками, поэтому строителям придется навести 29 мостов и переездов через природные препятствия.

“Дорожная” экономика

Итоговая стоимость новой дороги составляет 4 миллиарда рублей. То есть каждый километр ее обойдется в 500 миллионов. Что и говорить, средств на благое дело уйдет немало. Однако расчеты показывают, что окупится стройка всего за 3—4 года!

— Новая лесная дорога позволит заготавливать в год около 8 тысяч кубометров древесины, которая раньше была недоступна, — поделился экономическими выкладками директор лесхоза. — Но ведь дорога останется и после того, как расчетная лесосека в этом месте будет освоена. В дальнейшем она позволит лучше защищать леса от браконьерства, пожаров и болезней.

Есть и еще один “долгоиграющий” плюс. Так же, как и предыдущие транспортные артерии, вновь построенная “подарит” местным жителям километры пути. Буквально через несколько месяцев путь между деревнями Чепуки и Перебродье сократится на 25 километров!

По признанию Евгения Барана, для нормального функционирования лесхоза нужно построить еще как минимум 50 километров лесохозяйственных дорог. Разумеется, в один момент такие объемы строительства не выполнить. Не хватит ни средств, ни сил. Но опыта подобных мероприятий работникам Дисненского лесхоза не занимать. Уже подготовлены проекты строительства на следующие годы, поданы на согласование в Витебское лесохозяйственное объединение. Оттуда документы будут переданы в Минлесхоз.

←Мне снизу видно все

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика