Французы доказали свое право идти налево
Вновь избранный Президент Франции социалист Франсуа Олланд считает главной идеей справедливость.
Под звуки Марсельезы и восторженные крики толпы на площади Бастилии Олланд обратился к своим сторонникам. «Запомните на всю жизнь этот великий праздник на площади Бастилии, потому что и другим народам он даст надежду и желание решиться на перемены, уже начавшиеся у нас», – заявил он. Площадь Бастилии для французских левых – это символ. Здесь праздновал свои победы до сих пор единственный президент-социалист Пятой республики Франсуа Миттеран. Олланд, как и Миттеран, шел на выборы под лозунгом кардинальных перемен. «Теперь перемены зависят от французов и выбор прост: либо продолжать провалившуюся политику действующего президента, который разделил французов, либо построить справедливую Францию с новым президентом, который объединит нацию».
Политик с тридцатилетним стажем, в 2011 году Олланд стал кандидатом от социалистов. Карьера 57-летнего Олланда началась в сельском департаменте Коррез, где он был депутатом местного парламента, председателем регионального совета, главой местного отделения соцпартии. Ему доставались победы на региональных и даже европейских выборах, но в масштабах Франции не везло. Выпускник престижнейшей Национальной школы администрации, которая готовит политическую элиту Франции, он ни разу не входил в правительство. Его гражданская жена Сеголен Руаяль, мать их четверых детей, претендовала на Елисейский дворец в 2007-м, но уступила Николя Саркози. Сегодня рядом с ним разведенная журналистка Валери Трирвейлёр, но официально оформлять отношения пара не планирует.
Избиратели, 5 лет назад поддержавшие идею обновления Николя Саркози, отвернулись от него. Что предложил французам социалист Олланд? Как считает его официальный представитель Бернар Казенёв, «главная идея – справедливость. Республика должна вновь объединиться вокруг своих ценностей. Сегодня во Франции заканчивается пятилетка, в которой не было места справедливости, что привело к большему неравенству в обществе». Чтобы поставить справедливость во главу угла, социалисты предлагают пакет мер. Первое – налоговая реформа, предполагающая выравнивание налога на труд и на капитал. Другая мера – повышение налога до 75 процентов на доход, превышающий миллион евро в год. И, наконец, – выгодные налоговые условия для малого и среднего бизнеса.
Второй ключевой момент – масштабная реформа государственного образования. Олланд намерен создать 60 тыс. рабочих мест для учителей. И третье – ставка на промышленную политику. Обеспечить экономический рост производства за счет развития инновационных технологий и создания госфондов для финансирования проектов предприятий. Важно также вести политику, которая вернет ценность и престиж труду. Четвертое – Евросоюз. Нужно пересмотреть европейские соглашения, чтобы программа восстановления предусматривала рост экономики, чтобы финансовая машина не работала лишь за счет мер жесткой экономии.
Один из важнейших вопросов – безработица. В 2007 году ее уровень составлял 8 процентов, сегодня превышает 10 процентов. Олланд предлагает ввести «трудовые контракты поколений». Они позволят сохранять на рабочих местах пожилых людей, трудоустройство которых является серьезной проблемой, и нанимать на работу молодежь. И за такую «рабочую пару» компания не будет платить социальные сборы. Эта реформа будет стоить Франции 20 миллиардов евро, но «это самоокупаемые меры. Деньги на финансирование придут, с одной стороны, от налоговой реформы, с другой – за счет сокращения огромного количества налоговых лазеек, также в рамках изменения налогообложения», – убежден Бернар Казенёв. Еще Олланд займется пенсионной реформой. Он хочет вернуться к пенсионному возрасту 60 лет для тех, кто начал работать совсем молодым.
Президентские выборы показательны не только для Франции. Они могут дать ответ на ключевой вопрос – будет ли необратимой тенденция смены правящих элит в странах – членах охваченного кризисом Евросоюза? В кризис находящимся у власти политическим «тяжеловесам», приверженцам европейской интеграции и амбициозных геополитических проектов противостоят политики, главным багажом которых является недовольство общества властями. И вердикт избирателей зависит не от программ, а от общей оценки состояния дел в стране и в Европе в целом.
Усталость от правящих элит и стремление к переменам стало во Франции важным фактором. Потому что кризис в Евросоюзе и зоне евро не преодолен. И теперь французские социалисты поневоле будут ориентированы на внутренние социально-экономические проблемы. А серьезнейшие экономические вызовы, стоящие перед Францией, испытают Франсуа Олланда на политическую зрелость уже в ближайшее время. В мае он будет объяснять свои левые экономические взгляды партнерам по Евросоюзу на саммитах НАТО и «двадцатки».
Сегодня Франция доказала свое право повернуть налево. Что дальше?