ПУТАНАЯ ДИПЛОМАТИЯ
Наблюдая за сложной, зигзагообразной, запутанной эквилибристикой действий и заявлений белорусских властей на европейском направлении, хочется увидеть какую-то логику, некий общий знаменатель, результирующий многоходовые комбинации в единый пакет.
Всякий слышит лишь то, что понимает.
Плавт
Проблема в том, что руководство Беларуси пытается решить одновременно несколько задач, которые не во всем совпадают, а временами и противоречат одна другой.
Во-первых, официальный Минск боялся введения новых санкций ЕС в отношении белорусских властей. Об этой угрозе совершенно прозрачно говорили и глава Администрации президента Беларуси В. Макей, и шеф МИДа С. Мартынов. Хотя никаких внешних предпосылок для этого не было. Но у страха глаза велики. И это — свидетельство того, что санкции ЕС являются очень чувствительными и действенными, они уже стали мерещиться нашим официальным лицам.
Во-вторых, белорусское руководство по разным причинам действительно хотело бы разморозить отношения с ЕС и сделало для этого небольшие уступки, встречные шаги (освобождение А. Санникова и Д. Бондаренко и т. д.).
В-третьих, наши власти при этом изо всех сил пытаются казаться сильными, неуступчивыми, крутымиё чтобы никто ни в Европе, ни, что более важно, в своей стране не заподозрил их в слабости. Поэтому одновременно с уступками звучит воинственная риторика, принимается боевая стойка.
Вот в выступлении А. Лукашенко на совещании по внешней политике 5 апреля была видна не только перемена стиля, но и содержания. Он предложил европейским послам вернуться в Минск.
Назавтра прозвучало жесткое заявление главы Администрации президента Беларуси В. Макея, который, по сути, дезавуировал главу государства. Смысл его послания был в том, что пока мы бы не хотели возвращения послов, надо подождать до решения Совета ЕС 23 апреля.
14 — 15 апреля были освобождены А. Санников и Д. Бондаренко, что всеми расценено как ответ на требования Запада.
Утром 17 апреля появилось любопытное сообщение пресс-службы президента о переносе даты ежегодного послания А. Лукашенко народу и Национальному собранию. Здесь интересен не сам факт изменения времени выступления главы государства, а его мотивировка. Оказывается, в первоначальном варианте документа спичрайтеры неправильно расставили акценты, и президенту пришлось их поправить. Сам факт того, что рутинную техническую процедуру, внутреннюю «кухню» подготовки президентских документов сделали достоянием общественности, свидетельствует о том, что власти хотели подать некий сигнал.
По сообщению пресс-службы президента, глава государства «высказался против излишне жестких мер реагирования на возникающие проблемы во взаимоотношениях Беларуси со своими партнерами». А с кем у нас проблемы? На чьи действия власти так жестко реагировали? Безусловно, имеется в виду ЕС. Здесь любопытно, что страны Евросоюза названы уже не врагами, которые хотят осуществить государственный переворот, а «партнерами». Это нельзя расценивать иначе, как протянутую руку в сторону Запада.
Более того, в этом же сообщении пресс-службы президента говорится о «недопустимости излишне либерального подхода при продаже государственной собственности, категорической неприемлемости так называемой огульной приватизации». А кто требует ускорения приватизации? Россия через Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Поэтому данное заявление можно расшифровать как плохо скрытый кукиш в сторону Востока.
Итак, пресс-служба президента, используя подготовку президентского послания, сигнализирует внешним игрокам о готовности Минска к геополитическому полуразвороту с Востока на Запад. О’кей, сигнал принят.
Но тут же следует противоположный месседж. В тот же день 17 апреля после обеда глава Администрации президента В. Макей дал очередное интервью специально приглашенным для этого журналистам государственных СМИ. Он назвал «полным абсурдом» предположение, что белорусские власти освободили А. Санникова и Д. Бондаренко для того, чтобы ускорить возвращение послов стран ЕС в Минск. И заявил, что они должны вернуться тогда, «когда в Евросоюзе осознают ошибочность политики шантажа, диктата, санкций в отношении Республики Беларусь и придут к пониманию необходимости диалога с Беларусью». (Пикантность ситуации в том, что В. Макею, которого до сих пор считали сторонником европейского вектора в руководстве государства, поручена роль «ястреба», злого полицейского. Уже дважды за короткое время он выступает с воинственными антизападными заявлениями).
18 апреля анонимный источник в Государственном пограничном комитете сообщил, что Беларусь в ответ на европейские санкции пересматривает свои подходы к организации охраны границы и не будет так бдительно отслеживать нелегальных мигрантов, которые стремятся попасть в страны ЕС. Т. е. белорусские власти перешли к неприкрытому, грубому шантажу Европы.
С освобождением двух политзаключенных вышла не менее показательная история. Первые дни государственные СМИ фактически ничего не сообщали об этом событии. Зато в белорусских независимых и зарубежных СМИ это стало топ-новостью. Что собственно лишний раз подтверждает, что их освобождение было рассчитано на положительную реакцию Европы.
Но выход на волю А. Санникова и Д. Бондаренко был интерпретирован совсем не так, как того хотели наши власти. Зарубежные и белорусские независимые СМИ утверждали, что их освобождение стало результатом давления ЕС, эффективности санкций, что власти были вынуждены пойти на уступки. Судя по всему, такая реакция сильно разозлила руководство Беларуси. Этим объясняется такой агрессивный комментарий А. Лукашенко по этому вопросу в субботу, во время общения с журналистами после субботника.
В итоге стремление белорусских властей сорвать весь банк сразу, решить одновременно несколько несовпадающих задач сыграло с ними злую шутку. Любое послание должно быть понятным и ясным для адресата. Когда же этому адресату посылаются одновременно противоположные сигналы, то его смысл теряется, получается криптограмма, которую нужно декодировать, расшифровывать. И совсем не факт, что этот дипломатический месседж будет прочитан правильно. Вместо тонкой игры получился дикий микс, правая рука не знает, что делает левая. Запутались сами и запутали других. Что свидетельствует о дисфункции управления внешней политикой государства. С соответствующими результатами.
Валерий КАРБАЛЕВИЧ