Дом без насилия
Куда сегодня может скрыться от своего тирана жертва бытового насилия? Есть ли возможность привлечь к административной или уголовной ответственности мужа, шантажирующего жену и угрожающего ей? Правда ли, что в последнее время все больше мужчин жалуются на то, что их избивают собственные жены? На эти и другие вопросы наших читателей в ходе прямой линии, прошедшей в редакции “НГ”, отвечал заместитель министра внутренних дел Николай МЕЛЬЧЕНКО.
Три с половиной года назад Беларусь стала первой страной на постсоветском пространстве, в которой законодательно были заложены основы предупреждения некоторых видов преступлений, в том числе и в сфере семейно-бытовых отношений. Речь идет о принятом 10 ноября 2008 года Законе “Об основах деятельности по профилактике правонарушений”. В соответствии с этим документом под насилием в семье понимаются умышленные действия физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободу, законные интересы и причиняющие ему физические или психологические страдания.
На деле, однако, признается очевидное: доказать некоторые из таких вот “умышленных действий” и наказать за них злоумышленника порой бывает нелегко. Во-первых, из-за некоторых пробелов в унаследованном с советских времен законодательстве. Во-вторых, из-за психологии многих белорусских женщин — жен, любовниц, дочек, матерей, которые чаще всего и становятся объектом домашней тирании. И если в законодательном плане семейных агрессоров в самом ближайшем времени, как ожидается, “свяжут по рукам”, то переломить воспитанный целыми поколениями “синдром жертвы” ни один нормативный акт не в силах. Увы, до сих пор многие наши семьи живут по принципу “бьет, значит, любит”.
|