Белорусы отмечают Радуницу
![](http://www.21.by/pub/news/2012/04/1335260162607449.jpg)
В Беларуси 24 апреля отмечается Радуница - день поминовения усопших.
Радуница настолько древний праздник, что происхождение его названия установить достаточно сложно. Ученые выводят его от разных слов, в том числе от общеславянского "род", от мифического бога Рады. В христианской церкви принято считать, что название Радуницы происходит от слова "радость", потому что в этот день, помянув усопших в храме, верующие люди приходят на могилы своих родных и близких, чтобы поделиться с ними радостной вестью о воскресшем Спасителе. Таким образом они разделяют с умершими свою радость и надежду на воскресение.
Существование праздника на протяжении многих столетий подтверждают данные археологии и этнографии. Еще в начале XX века в Червенском повете и на Дисненщине ученые зафиксировали обычай, согласно которому прежде чем идти на кладбище люди заходили на курганные могильники - могилы своих далеких предков. Курганы подсыпали, на их вершине закапывали часть крашеного яйца и оставляли немного еды. Случалось, разводили огонь или высыпали на вершины курганов угли из домашней печи. Горшок, в котором несли угли, здесь же разбивали вдребезги. На Лепельщине еще в конце XIX - начале XX веков на Радуницу молодежь украшала курганы зеленью и водила на них хороводы. Археологи на курганах XI-XII веков обнаруживали следы обрядов поминовения предков, которые датируются от позднего Средневековья до XX столетия. Прослеживается эта традиция на памятниках археологии Сухая Гора Логойского района, Маяк Бобруйского района и некоторых других.
У празднования Радуницы издревле сложились отличительные черты. Особенности этого дня зафиксированы в пословице: "На Радаўніцу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць". Утром хозяйки не отходили от печи, готовили все необходимые ритуальные блюда. Ближе к обеду семья наряжалась, брала с собой чистую отбеленную льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца и соль, спиртное. Все складывалось в специальную корзину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, потому что люди шли на не совсем обычную встречу.
Закончив утренние приготовления, семья отправлялась в храм отслужить обедню. На Пасху и в продолжение всей Светлой седмицы в храмах отменяются все заупокойные богослужения, даже отпевание усопших совершается по особому пасхальному чину. Чтобы люди могли помянуть своих усопших родных и близких, разделить с ними духовное торжество воскрешения Господня, на Радуницу в храмах совершают заупокойные богослужения и панихиды, после которых верующие идут на кладбище к могилам своих родных и близких.
К празднику нужно привести в порядок могилы. В некоторых регионах Беларуси на надмогильный крест повязывали особые опознавательные атрибуты, в зависимости от того, кто был похоронен в этом месте: белый венок там, где была похоронена девушка; белый фартук, где похоронена женщина, белый ручник, где похоронен мужчина или молодой человек.
После того как могилы были убраны, вся семья начинала поминальную трапезу. Ритуальный стол располагался непосредственно на могиле, которую накрывали белой льняной скатертью или рушником.
Поминальная трапеза у могил предков на Радуницу - древняя исконно белорусская традиция. Суть обряда заключается в том, чтобы собрать в один круг всех представителей рода - и живых, и ушедших. Он проводился именно на кладбище, так как, по представлениям наших предков, это было не столько местом физического захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с представителями мира Вечности. Поминальная трапеза никогда не превращалась в банальное застолье, так как обряд строго регламентирует, как необходимо начать и когда следует остановиться.