В конце апреля Совет Евросоюза снова готовится обсуждать белорусский вопрос
В конце апреля Совет Евросоюза снова готовится обсуждать белорусский вопрос. От того, какое примут решение, во многом зависят и перспективы белорусско-европейских отношений, считают в Минске. Как отметил на днях глава Администрации Президента Владимир Макей, наша страна никогда не была инициатором напряженных отношений с Западом и всегда готова к диалогу. Но это должен быть взаимоуважительный разговор на равных. Пока же складывается впечатление, что европейские политики не готовы к такому общению.
Парадокс ситуации заключается в том, что еврочиновники, всей душой радеющие за европейские ценности, сами же сознательно их нарушают. С одной стороны, Европа выступает в поддержку Беларуси как независимого демократического государства, с максимальным вовлечением в процессы управления зрелого гражданского общества. С другой стороны, свернута всякая возможность для политического диалога с вертикалью власти, ультиматумы и угрозы не сходят с лексикона западных политиков, расширяются списки невъездных, в которые включены даже судьи и журналисты. А как же принцип независимости судебной власти и свободы слова? Почему в Брюсселе позволяют себе открыто диктовать суверенному государству свои условия? Разве может быть жизнеспособным диалог с позиции силы? На это в Европе откровенно закрывают глаза, зато активно используют в своих интересах белорусскую оппозицию. По словам Владимира Макея, “они открыто говорят о том, что лидеры оппозиции, маргинальные по своей сути, должны прийти к власти. А в последнее время звучит и следующая тема — эти лидеры должны обеспечить им приватизацию “под себя” государственной собственности и ресурсов, которые были созданы белорусским народом”.
Но делая ставку на оппозицию, Запад заведомо обрекает себя на поражение, потому что нигде в мире оппоненты власти не призывают наказать собственный народ. Выставляя себя защитниками интересов людей, они призывают Европу отказаться от покупки белорусского топлива. При этом прекрасно осознают, что такая мера ударит по всем белорусам, поскольку приведет к подорожанию бензина и дизтоплива на внутреннем рынке. Сейчас более низкие внутренние цены компенсирует экспорт. Ну а рост цен на топливо закономерно вызовет повышение стоимости и на все остальные товары. Неудивительно, что рядовые люди готовы отстаивать свои интересы в суде от таких “защитников”, и некоторые сотрудники ведущих предприятий уже подали иски против оппозиционных активистов. Получается, своими абсурдными, непродуманными действиями оппозиция настраивает народ против себя, а отсюда один шаг до политического забвения. Неужели в этом опять обвинят власть?
Кроме того, в Брюсселе должны учитывать, что оказывая давление на Минск, еврочиновники ставят под угрозу собственную безопасность. Географически Беларусь находится на перекрестке важнейших магистралей, чем пользуются не только бизнесмены, но и преступники. Ежедневно белорусские пограничники сдерживают на границе поток наркотрафика и нелегальной миграции. Как справедливо заметил председатель Госпогранкомитета Беларуси Игорь Рачковский, “нельзя применять санкции там, где проходит государственная граница, потому что это будет отражаться и на сопредельных государствах”. Вряд ли ослабление восточного форпоста пойдет на пользу Евросоюзу.
Из сложившегося положения существуют два выхода — нарастание напряженности либо ее понижение. Беларусь выступает за второй вариант и предлагает ЕС сделать встречный шаг.