Правительство напускает туман

Источник материала:  
08.11.2011 — Разное


Беларусь опять гадает. Кто на картах, кто на кофейной гуще, кто обращается к звездам с просьбой прояснить ближайшее будущее. Слова, решения и документы Нацбанка и Совмина не вносят никакой ясности в будущее экономической политики страны. Прогнозы на 2012г. могут быть такими же «точными», как на этот. Ни бизнес, ни население, ни инвесторы не могут сформировать рациональные ожидания по инфляции, девальвации, стоимости кредита, налоговой нагрузке, условиям внешней торговли и параметрам конкуренции.

Если бы Нацбанк был независимым органом госуправления, если бы у него была солидная профессиональная репутация и история выполнения своих планов и обязательств, тогда в проект Основных направлений денежно-кредитной политики (ОНДКП) на 2012г. можно было бы поверить и принять их как руководство к действию. Однако Нацбанк не соответствует ни одной из вышеуказанных характеристик. Он зависим от администрации президента и Совмина. ОНДКП для него - это, скорее, набор правовых рекомендаций, а не жесткий закон. За его невыполнение не последуют оргвыводы и кадровые перемены. Поэтому повода для оптимизма в области монетарной политики на 2012г., основанного только на ОНДКП-2012, явно недостаточно.

Всеобщая радость охватила экспертное сообщество и сторонников мягких рыночных реформ внутри вертикали от того, что Нацбанк наконец предложил таргетировать инфляцию, а не строить бюджетно-денежную политику вокруг обменного курса. Теоретически вопрос о том, чем должен заниматься центральный банк, был решен для переходных экономик лет 20 назад. Как во всех цивилизованных рыночных странах, его работа - стабильность цен. Точка. Таким был Бундесбанк. Именно таким создали Европейский центральный банк. На этот счет есть огромный массив теоретического и эмпирического материала. Так что сам факт признания Нацбанком необходимости ставить во главу своей работы именно инфляцию - это как признание того, что нормальная температура тела - 36,6 градуса. Замечательно, что Нацбанк наконец это сделал, но что дальше?

О таргетировании инфляции написаны тысячи теоретических работ. В львиной их доле речь идет о том, что целевой показатель (target ) должен быть около 3% в год. В проекте ОНДКП-2012 говорится о снижении инфляции в 2012г. до 19%. В США, Японии или зоне евро такой показатель назвали бы инфляционной катастрофой. Да, по сравнению со 110-120% индекса потребительских цен (ИПЦ) в 2011г. - это прогресс, но давайте сформируем у коммерческих субъектов правильные ожидания. ИПЦ в 19% годовых - это показатель низкокачественной, низкопробной политики. В мире едва ли найдется больше 10 стран с такой высокой инфляцией.

Формулировки в проекте ОНДКП-2012 позволяют усомниться в том, что Нацбанк сможет добиться снижения ИПЦ даже до 19%. В п. 4 проекта говорится, что цель денежно-кредитной политики - «устойчивое замедление инфляционных процессов до установленного уровня» . Инфляция в 19% годовых - это «достижение ценовой стабильности»? Это декларативное стремление к ней. Как мы знаем по нашей новейшей истории, к ней можно стремиться и 10 лет.

Самый большой дефицит проекта ОНДКП-2012 - отсутствие в нем четких параметров динамики рублевой денежной массы и широкой денежной массы. Эти параметры на этот год были грубо нарушены, что и стало основной причиной резкого роста инфляции. Что будет делать Нацбанк с денежной массой в 2012г., неизвестно.

ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ - МУТНАЯ ВОДА

Нацбанк признает, что в процентной политике приоритетом является «достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике» . Это необходимо для «обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений». Правильные слова, но посмотрим на реальные действия и на планы Нацбанка. Первый тест - процентная политика в IV квартале 2011г. В начале ноября ставка рефинансирования составила 35% годовых, а ИПЦ за 10 месяцев превысил 80%. Если бы Нацбанк хотел убедить население, руководство страны, инвесторов и кредиторов в лице Евразийского фонда в серьезности своих намерений решительно бороться с инфляцией, он бы уже в сентябре-октябре повысил ставку рефинансирования до примерно 100% годовых, а то и больше. Однако ни в планах своих действий до конца т.г., ни в проекте ОНДКП-2012 нет четких цифровых ориентиров по этому важнейшему показателю. Так что человек/инвестор/кредитор, живо интересующийся экономической политикой в целом и монетарной политикой в частности, ознакомившись с основными документами белорусских властей, так и не сможет ответить на простой, но критически важный вопрос: «Сколько будут стоить деньги в Беларуси в следующем году?»

Кредиторы нашего правительства и коммерческих организаций не любят такого suspense , т.е. состояния тревожного ожидания. Поэтому Евразийский фонд, опираясь на экспертные оценки российских экономистов, и предлагает поднять ставку рефинансирования до 100%. На это же намекает МВФ. О том, что успешная борьба с инфляцией предполагает наличие положительной ставки процента - азбука монетарной политики. Тот факт, что Нацбанк четко не указал размер ставки рефинансирования в 2012г., говорит не о том, что в этом уважаемом органе не выучили даже вводный курс в монетарную теорию, а о том, что реальные начальники белорусской власти не велят Нацбанку называть конкретные цифры, критически важные для оценки параметров монетарной политики на будущий год.

АЛИБИ НАЦБАНКА ДЛЯ СПАСЕНИЯ РЕПУТАЦИИ

Чтобы создать себе алиби в случае невыполнения намеченных на 2012г. показателей, Нацбанк описал ряд условий. Для достижения ценовой стабилизации Нацбанк предлагает запретить ему же самому осуществлять эмиссионное кредитование госпроектов. Еще Нацбанк рекомендует обеспечить бездефицитный бюджет и финансирование госпрограмм через Банк развития. Борьба с инфляцией будет успешной при сбалансированном платежном балансе, в т.ч. за счет положительного сальдо внешней торговли не менее 3,5% ВВП и привлечения прямых иностранных инвестиций на чистой основе в размере не менее $3,7 млрд. - и все это при либерализации цен.

По сути дела, Нацбанк повторил рекомендации, на которых давно сошлись МВФ и белорусские независимые эксперты. Суть такого длинного списка рекомендаций можно проиллюстрировать условиями нерадивому студенту, который хронически пропускает занятия, пьет, тупит, грубит и колется. «Да, ты можешь закончить университет с красным дипломом и получить первую работу за $500 в месяц, если будешь посещать все занятия, делать домашнее задание, писать курсовые и участвовать в научной работе. И еще если завяжешь с алкоголем, наркотиками и возглавишь Общество борьбы за трезвый образ жизни». Да, можно надеяться на божественное прозрение студента-двоечника, но вероятность такого сценария близка к нулю.

Ни администрация президента, ни Совмин не собираются предоставлять Нацбанку институциональную независимость. В то время как Нацбанк пытается убедить в серьезности намерений в борьбе с инфляцией и стабилизацией валютного рынка, другие руководители белорусской власти продолжают работать по старинке. Так, Совмин решил в очередной раз рекапитализировать два крупнейших госбанка - «Беларусбанк» и «Белагропромбанк». Ликвидности этим финансовым организациям не хватает. Вот и решил Совмин традиционно подставить плечо, вернее вывернуть карман. Поскольку своих «лишних» денег у него нет, то с высокой степенью вероятности источником новых денег опять будет кредитная линия Нацбанка. Для восстановления валютного эквивалента уставного капитала госбанков требуется примерно Br16-17 трлн. Если такой объем «Br-фантиков» появится в белорусской экономике в 2012г., нам гарантирован еще один год с трехзначной инфляцией.

Ужесточение монетарной политики в условиях высоких кредитных рисков и рисков ликвидности - это также ужесточение требований к коммерческим банкам. Например, Европейский центробанк требует повышения норм резервирования для проблемных банков. В Беларуси же Нацбанк снизил норматив обязательных отчислений в резервы от суммы привлеченных банками средств юрлиц в белорусских рублях и от суммы привлеченных ими средств юрлиц и физлиц в инвалюте с 9 до 7,5%.
←Белорусское образование – на экспорт!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика