С новым Вовой!
03.10.2011
—
Разное
Выдвижение Владимира Путина в президенты, состоявшееся на съезде партии «Единая Россия», означает, что в 2012г. премьер и президент гарантированно поменяются местами: избирательных, технологических, правовых и политических механизмов, позволяющих сорвать «план Путина», не существует. Проанализируем, какие выводы следуют из этого для нашей восхищенной Путиным страны.
Во-первых, озвученной на съезде рокировкой российское руководство показало, что страна является предельно управляемой, схема тандема оправдала себя, а хвалить Дмитрия Медведева, чтобы заставить его почувствовать себя мужчиной и бросить вызов Владимиру Путину, было бесполезно. Уж кто только ни пытался вбить клин между президентом и премьером, кто только ни нахваливал одного из двух правителей, чтобы обратить его на свою сторону, в пику другому, - все оказалось бесполезно!
Тандем сработал монолитно. Надо отдать должное Путину: он поставил на верного человека. Другому годы почти абсолютной власти вскружили бы голову: захотелось бы подчистить путинских назначенцев, а под выборы и вовсе арестовать премьера, чтоб не путался под ногами на пути к следующему сроку.
На Украине, например, судебную систему для устранения конкурентов использовать ох как научились! А тут - Медведев только Алексею Кудрину напоследок отомстил. Получилось по-детски трогательно: президент пнул министра финансов, которого уволить не мог, а ненавидел, похоже, всей душой, т.к. понимает, что быть ему рано или поздно премьером вместо Димы.
В общем, ошибался тот, кто говорил, что Путин выбрал Медведева только потому, что он был единственным в аппарате человеком, который ростом ниже, чем сам Путин. Оказалось, Медведев был прекрасным исполняющим обязанности, умеющим, с одной стороны, сделать величественный вид рядом с включенной игровой приставкой, с другой - четко осознавать границы своей «модернизации».
Второй вывод, который важен для Беларуси, - то, что Путин возвращается всерьез и надолго.
Благодаря конституционной реформе, проведенной при Диме, Владимир Владимирович может бессменно править страной 12 лет: два срока по шесть лет. Путин - правитель относительно молодой, ему всего 58. Это значит, что через 12 лет он может еще раз назначить и.о. и потом снова вернуться - вплоть до 75 лет. Он не пьет, как Ельцин, не устраивает по ночам застолий, как Сталин, активно занимается спортом - словом, способность к управлению страной потеряет очень не скоро. А это значит, что белорусскому руководству впору смириться с мыслью: все время правления нынешних элит будет проведено с таким вот соседом рядом. Владимир Путин теперь наш вечный сосед.
В-третьих, в случае, если бы тандем зашатался, у Беларуси могла бы быть своя игра. Если бы Медведев не так покорно самоустранился, его можно было бы поддержать ресурсами или советом в борьбе за престол. Если бы Путина вдруг не выдвинули - можно было бы помочь ему прийти к власти и потом стричь с него за это купоны. Но - самое главное - если бы в тандеме образовалась трещина, это открыло бы дорогу к власти куда более приятным для Беларуси силам. По типажу напоминающим спикера Госдумы Бориса Грызлова или лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова - тех, с кем можно было бы возобновить ельцинскую шарманку о братской любви. Пошатнись политическая стабильность в России - цена теплого слова из Минска о том или ином кандидате в президенты резко бы возросла. Образовалось бы поле для маневра. А стало быть - для обсуждения цен на газ и пересмотра условий нефтяных поставок. Но не пошатнулась. И теперь уже не пошатнется никогда: в масштабах обозримой временной вселенной. Не будет больше Ельцина. Не будет больше интеграции. Сплошной немецкий прагматизм.
Медведев был типа молодым типа либералом, любителем компьютерных игр, «Твиттера» и видеоблога. Путин лаконичен, его линия проста: энергетическая империя, Таможенный союз, СССР, контрразведка. При Медведеве белорусской независимости ничего особенно не угрожало: для того чтобы «Нью-Йорк Таймс» продолжала писать о нем как об обаятельном русском с хорошими манерами, он бы никогда не стал расширять Россию на сопредельные территории, которые читателями «Нью-Йорк Таймс» воспринимаются как независимые. Путин же мыслит развал СССР как успешную операцию западных спецслужб (пусть никогда прямо не говорит об этом) и всем своим видом показывает, что ошибочку-то исправит. Не ясно, какие именно планы у Владимира Владимировича на Беларусь, но Таможенный союз уже работает, и по цене одной иномарки тут с успехом можно купить две новые «Лады».
Путин, очевидно, не переваривает нынешнее белорусское руководство. Медведев тоже от него не в восторге, но он умеет себя держать в руках. Он ведь либерал и твиттерянин. Тот факт, что после 2012г. эфемерное союзное государство будет десяток лет управляться лидерами, которые друг друга едва терпят, - интересная гримаса истории.
Путин прекрасно ладит с европейскими лидерами. То есть Медведев их обаял, а Путин знает, какой кусок собственности кому предложить за кулисами, чтобы канцлер Германии был его лучшим другом. Отличие в восприятии Путина и Медведева на Западе состоит в том, что Медведеву для того, чтобы его любили, нужно было быть паинькой и держать спинку, а Путин может быть лучшим другом европейских премьеров, одновременно с этим сажая олигарха Михаила Ходорковского в тюрьму.
Соответственно, с 2012г. белорусской стороне станет невероятно сложно пугать Россию Западом, а Запад - Россией. Потому как Запад и Россия прекрасно будут ладить друг с другом - какие бы чудовищные нарушения прав человека ни творились, какие бы «жемчужные прапорщики» ни разгоняли демонстрантов, какие бы дикие теракты ни случались на ее территории и какие бы гадости о Кремле ни писал Виктор Шендерович. Стало быть, в историю обречена уйти «окопная» риторика белорусской внешней политики. Натовские танки, которые мы якобы не пустим на Москву, так и останутся в воображении белорусских идеологов.
Есть еще одно обстоятельство, не прямо влияющее на Беларусь, но тем не менее очень красивое. Заметьте, если Путин намеревается провести во власти время с 1999 по 2024г. - бессменно руководить страной 25 лет с коротким промежутком, когда должность президента зачем-то называлась премьерской, то это на восемь лет больше, чем к настоящему моменту правит Александр Лукашенко, которого Брюссель называет«последним диктатором Европы» . Так что суть действий - ровно та же: контроль над ресурсами, элитами, беспрерывное доминирование, отсутствие конкуренции, прессинг оппонентов. Но сделано все так, что ни у одного европейского дипломата не раскроется рот для упрека. А в чем тут и кого обвинять? В том, что премьер-министра выдвинули в президенты? Так все по Конституции, без кризиса легитимности и критических замечаний наблюдателей. Более того, у всех в стране - железное ощущение, что за Путина на следующих выборах проголосует большинство, т.к. голосовать ведь не за кого! И пусть никто не будет заявлять, что за Путина отдано 85% голосов - хватит и 60%, зато в это скорее поверит самый последний либерал, самый горький Шендерович.
Думается, из этого обстоятельства Беларусь и ее элиты должны сделать вывод в первую очередь. Тут - в стратегиях исполнения власти, путях возврата легитимности - еще что-то можно сделать, чему-то научиться. А вот с Путиным под боком минимум на 12 лет не сделаешь уже вообще ничего.
Фото:kommersant.ru