Последняя очень

Источник материала:  
26.09.2011 — Разное


К сентябрю 2011г. реальный курс доллара составит Br8-9 тыс. Это вызовет сумаcшедший рост цен на продовольствие, промтовары, бензин, импорт и т.д. В середине месяца вернувшиеся с дач и получившие зарплаты работяги обнаружат, что им элементарно не на что жить, и массово выйдут на улицы и площади. Власть не устоит, и уже где-нибудь к середине октября нас ждет демократия, колбаса и Шенгенское соглашение.

Такие прогнозы распространялись среди политически ангажированной публики весной этого года. Осень-2011 многими называлась последним рубежом, перешагнуть через который правящий режим уже не будет способен. Вплоть до июля 2011г. сторонниками перемен была любима песня «Последняя осень» в исполнении группы ДДТ. И вот «последняя осень» в самом разгаре. Сентябрь уже фактически на исходе. Все плохое - сбылось.


Курс доллара действительно близок к Br8 тыс. Многие продукты питания действительно стоят просто преступных денег. Откладывать валюту с зарплаты не получается даже после того, как она появилась в обменных пунктах. И что? А ровным счетом ничего! 21 сентября, впервые после долгого перерыва, собирается молчаливая акция «Революция через социальную сеть», на этой акции никого не бьют и не задерживают, на этой акции даже снова слышны аплодисменты, но сколько человек аплодирует? Сколько вышло помолчать? Столько, сколько было, когда доллар на сайте «Прокопович» стоил Br6 тыс.? Так нет же - куда меньше!

Иногда складывается впечатление, что эксперты, прогнозисты и аналитики не обладают одним очень важным свойством: предсказывая изменения в политике и экономике, умея угадать приближающийся трындец, они не способны почувствовать реакцию людей на этот трындец. И вот вместо того, чтобы прогнозируемо собираться в группы и договариваться о протестах, люди мечутся вокруг обменных пунктов, то скупая валюту, то массово ее сдавая обратно. Помните, как многие писали о «социальном контракте», который действовал между властью и населением ранее? О том, что суть контракта в том, что власть предоставляет населению достойный уровень жизни, а население - не лезет в политику. Не интересуется, почему у нас сидят кандидаты в президенты, почему выборы проходят так, как они проходят. Так вот, последнему труженику роторной жатки и обмолота теперь понятно, что этот контракт провалился, поскольку власть не обеспечивает больше достойного уровня жизни: мы в этом плане приблизились к какому-нибудь Узбекистану. И что? Много желающих пересмотреть политическую составляющую контракта? Заявить, что теперь и выборы должны проходить по-другому?

Где они, все эти «вернувшиеся с дач»? Чем занимаются, кроме забегов за суповыми наборами и игрой в «Форекс» по-белорусски»? Где они были 21 сентября? Ясно, что со стороны организаторов все было странно. Зачем накануне выдвигать политические требования к властям - тогда как последнему труженику роторной жатки ясно, что флешмобы должны быть неполитическими? Что вся их привлекательность в том, что собравшихся как бы не за что задерживать: они просто молчат на улице. Зачем привязывать молчаливые протесты к изначально провальной затее «Народного схода»? Которая к тому же ориентирована совсем на другие социальные слои, нежели тусящая «Вконтакте» молодежь. Но все это - вопросы технолога к технологам. «Вернувшиеся с дач» - не технологи. Они простые и усталые люди, к которым национальная стабильность повернулась, мягко говоря, спиной, в качестве извинения предложив Br500 тыс. на картошку. А ведь принято считать, что они глупее тех, кто делает прогнозы и даже просто выходит сражаться за свои права, а потом сидит за это в изоляторе. Но глупее ли они? Или все-таки мудрее?

Кажется, весь этот расчет на массовый выход людей, вернувшихся с дач, имел в себе один фундаментальный недостаток. А именно - отсутствие в перечне персон, готовящих общественное мнение к переменам, - силы, которая бы на пределе возможностей рвалась к власти. Как Ленин с бригадой накануне Октябрьского переворота: подкупая, обманывая, запутывая, хитря, вступая в соглашения с царской охранкой, идя по головам. Группы товарищей, которая бы понимала, что, даже контролируя 6% мест в парламенте (на большее рассчитывать не приходится), они бы могли иметь на два порядка больше тех унылых $200 в месяц, которые получают теперь на грантах, трясясь от страха в любой момент оказаться в тюрьме за неуплату налогов или из-за того, что государству не удалось договориться о новом внешнем кредите и хорошо бы за это кого-нибудь прессануть.

За каждым движением - будь то «Народный сход» или «Революция через социальную сеть» - просматривается желание собрать политический капитал, который «выстрелит» в будущем. А возраст-то уже у большинства - к полтиннику и более. Стрясись сейчас смена власти, рулить будет уже совсем другое поколение. Так нужна ли та смена власти? Ясно, что самые реактивные - в тюрьмах и, окажись на воле, могли бы, наверное, разрушить этот консенсус. Ну так не случайно с дипломатами в кулуарах в качестве условия их освобождения обсуждается немедленная эмиграция из страны. Здесь нет героев. Нет и не должно быть. Даже если они есть.

И вот что нам теперь делать - с нашей-то средней зарплатой, с этими ценами в магазинах? Опять верить им и ждать?

В середине октября начнется отопительный сезон. К декабрю-январю стоимость жировок еще больше подрастет, а тут как раз наступит время первых серьезных выплат по внешним долгам. Перспектива странового дефолта вкупе с продолжающимся падением уровня жизни выведет на улицы главную социальную силу - трудящихся предприятий. Которые еще не уехали на дачи. Одним сплошным потоком прямо с проходных заводов они потянутся на главные площади своих городов, власть не устоит, и уже где-нибудь к середине апреля нас ждет демократия, колбаса и Шенгенское соглашение. Ну-ну…
←В январе-июне Беларусь посетили 2,7 млн. иностранцев

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика