По плану «Т»
На сей раз смелые чекисты спецгруппы «Мстители» четко совершили именно то, что задумали: под носом у гитлеровцев похитили их видного ставленника и через вражеские гарнизоны доставили на свою базу
Наши разведчики в опасности
«Вот это да! — вырвалось у Вилейского. – Смотри, Рябушко немцев привел», — обернулся он к своему напарнику. «Ах подлец какой, — тихо произнес, сжав зубы, Алексей. — Значит, играл он с нами. Ну что ж, сейчас посмотрим, чем кончатся для него эти игры». — «Готовимся к бою, — решительно, будто отдал команду, сказал Вилейский. – Живыми, разумеется, не сдадимся, и этого подлеца уничтожим…»
Обычно в таких случаях говорят, что человек вначале не поверил своим глазам. Увы, здесь было иначе. Оба наших разведчика, Вилейский и Алексей, все четко видели и представляли, что их может ожидать дальше, возможно, даже через несколько минут.
К конторе предприятия по торфоразработкам подъехала машина, с нее спрыгивали вооруженные немецкие солдаты, и среди них — Рябушко. Да, да, тот самый Рябушко, с которым наши разведчики условились здесь о встрече. Именно во время этой встречи они и должны были взять Рябушко живым, чтобы доставить его на базу спецгруппы «Мстители». Повод для такого свидания чекисты подготовили очень надежный, Рябушко, судя по его действиям, им поверил, потому и согласился на встречу. И вот как все получается, совсем по-иному разворачиваются события! Наши разведчики оказались в смертельной опасности. Иначе как расценивать ситуацию, если Рябушко прибыл с немецкими солдатами.
Что, наши ребята растерялись от столь неожиданного поворота дела? Ни в коем разе. Во-первых, при выполнении каждого задания могли быть любые неожиданности, события могли развиваться самым непредсказуемым образом. Во-вторых, растеряться хоть на какое-то мгновение, поддаться малейшему страху – значит, все, исход для тебя может быть самый плохой, что там говорить, – трагический исход. Именно этим могла закончиться для наших разведчиков складывающаяся в тот день ситуация в поселке Масюковщина, что недалеко от Минска.
Погибнуть в такой день?
А вокруг уже мощно властвовала весна, была средина мая, природа набиралась сил, в ней неудержимо бушевала новая жизнь. Неужто этим двум молодым ребятам, притаившимся в сарае, суждено погибнуть в такой день, в такую пору года? Неужто?..
Ну что ж, если суждено, этак запросто из жизни не уйдут. Как бы ни развивались дальше события, однако сделают все возможное, чтобы уничтожить предателя Рябушко, приведшего сюда гитлеровцев. Тем более, что оба наших разведчика были хорошо вооружены.
В чем проявляется настоящее мужество человека? Безусловно, в том, что в минуты наивысшей опасности он в состоянии оценить ее меру. И может максимально мобилизовать свои физические и духовные силы, чтобы встретить эту опасность без паники и страха, постараться достойно из нее выйти. Именно такое состояние владело тогда двумя нашими разведчиками. Они приготовились к бою…
Рябушко: кто он
Кто же такой Рябушко, по вине которого двое наших ребят оказались тогда в экстремальной ситуации, между жизнью и смертью?
Летом 1943 года НКГБ Белоруссии разработал очень важный план мероприятий под условным названием «Т». Он касался генерального комиссара Белоруссии В. Кубе, ряда наиболее активных ставленников и помогатых гитлеровских оккупантов, люто ненавидевших советскую власть. Под действие этого плана попадал и Константин Рябушко, видный белорусский националист, шеф-руководитель так называемых белорусских производственных профсоюзов БВКВ, член белорусского комитета доверия при генеральном комиссариате.
Рябушко родился в 1905 году в Минске, до войны работал бухгалтером военторга. Последняя должность – секретарь Верховного суда БССР. В 1929 году за взятки был осужден на пять лет ИТЛ, судимость отбывал в северных лагерях. При оккупации гитлеровцами Минска Рябушко попал в лагерь для гражданского населения. Но через несколько дней его освободили и Рябушко пошел работать главным бухгалтером на войлочную фабрику. В мае 1943 года немецкие власти командировали Рябушко в Германию. Там он посетил ряд городов и промышленных предприятий, на которых трудились насильственно вывезенные из Советского Союза рабочие. В беседах с ними Рябушко призывал их лучше работать на благо Германии.
Карьера с подачи Кубе
По возвращении из Германии Рябушко получил высокую должность. Генеральный комиссар Белоруссии Кубе назначил его шефом-проводником белорусских профсоюзов. В их задачу входило оказание всемерной помощи гитлеровцам в увеличении и улучшении производимой продукции для военных нужд немецкой армии. Рябушко очень старался, и гитлеровцы учли это. В июне 1943 года от имени Гитлера – генеральный комиссар Белоруссии Кубе вместе с видными белорусскими националистами Ивановским, Ганько, Соболевским, Абрамовой и другими наградил Рябушко особой для белорусов медалью. Затем по утверждению Кубе Рябушко вошел в состав так называемого белорусского комитета доверия при генеральном комиссариате. Этот марионеточный комитет был создан в июне 1943 г. из главарей фашистско-националистических организаций по инициативе Кубе для прикрытия грабительской политики оккупантов. В составе его Рябушко находился до момента образования Белорусской центральной рады.
Словом, служебная карьера этого прислужника гитлеровцев складывалась довольно удачно. Как шеф-проводник так называемых белорусских профсоюзов Рябушко составил устав созданных им профсоюзов, который был утвержден все тем же Кубе. Еще один важный момент: минскую городскую организацию профсоюзов возглавлял немец Шнайдер. Ясно, чьи интересы она выражала.
К чему он призывал
Все действия Рябушко неопровержимо свидетельствуют, что он являлся одним из ярых врагов Советской власти. На собраниях рабочих на предприятиях Минска, работающих на оккупантов, в печати выступал с обращениями, в которых призывал рабочих-белорусов к активной борьбе с Советским Союзом.
Например, в одном из его обращений к трудящимся Белоруссии говорится: «С установлением гражданских властей на нашей Родине под руководством светлой памяти покойного генерального комиссара г-на В. Кубе возрождение белорусской культуры, труда и просвещения получило большие возможности. Белорусский народ, познавший жизнь и культуру немецкого народа, еще больше возненавидел большевизм. У нас строится новая Белоруссия. Это чувствуется в повседневном труде наших трудящихся, в маршах белорусских батальонов СС и дружин Союза молодежи. Рабочие, работницы и служащие! Повышайте качество продукции, крепите дисциплину на предприятиях! Помните, что доброкачественная работа, крепкая дисциплина помогают в обороне нашей родины Белоруссии!»
Кровавый «новый порядок»
Интересно, на кого рассчитывал этот гитлеровский прихвостень, выступая с подобными обращениями? Неужто он не видел, что творят оккупанты в Белоруссии? Конечно же, видел и знал. Но слишком крепко был повязан с фашистскими захватчиками, и чтобы доказать свою верность и преданность им, вещал с таким пафосом. Отвратительной ложью и враньем были пропитаны все его выступления.
Давайте хоть вкратце посмотрим, что принес белорусскому народу так называемый «новый порядок», установленный гитлеровскими оккупантами в нашей республике. Суть этого «порядка» определяла фашистская политика геноцида. Руководитель СС и СД Гиммлер цинично заявлял: «Живут ли другие народы в благоденствии или они издыхают от голода, интересует меня лишь в той мере, в какой они нужны как рабы для нашей культуры. В ином смысле это меня не интересует».
Террор и насилие – вот что представлял собой оккупационный режим в Белоруссии. Гитлеровцы преследовали цели: полное порабощение и ограбление белорусского народа, зверское истребление наших людей. В конце 1941 года главное управление имперской безопасности фашистской Германии составило так называемый план ОСТ — программу закрепления господства германского империализма в захваченных им странах Восточной Европы.
Вот что, в частности, говорилось в замечаниях к нему начальника отдела министерства по делам оккупированных восточных областей доктора Э.Ветцеля: «в) К вопросу о белорусах. Согласно плану предусматривается выселение 75 проц. белорусского населения с занимаемой им территории. Значит, 25 проц. белорусов по плану главного управления имперской безопасности подлежат онемечиванию…»
Гитлеровские захватчики заранее спланировали ограбление белорусского народа, учредив для этого разные организации. Жестоко и беспощадно уничтожали они наши культурные и научные ценности. Как же тогда понимать заявление прислужника Рябушко о возрождении белорусской культуры, труда и просвещения? Или его призыв к рабочим добросовестно трудиться? Ведь для населения республики гитлеровцы повсеместно ввели принудительный труд, подвергли рабочих бесчеловечной эксплуатации. Силой оружия оккупанты заставляли наших граждан работать по 10—12 часов на предприятиях, подчиненных немецким фирмам, в сельскохозяйственных имениях. За невыход на работу заключали рабочих в специальные лагеря с жестоким режимом, подозреваемых в саботаже расстреливали. Ну и как вел себя Рябушко со своими так называемыми производственными профсоюзами? Преданно служил гитлеровским оккупантам, активно помогал им в их зверской политике.
(Окончание следует)