Природа – не бесплатный магазин. Браконьеров в последнее время заметно поубавилось, однако алчущих легкой наживы еще хватает, и за ними нужен глаз да глаз
Природные ресурсы — наше национальное достояние, требующее особо бережного отношения. В лесах и на водоемах должен быть порядок, а установленные правила неукоснительно соблюдаться. Любые браконьерские вылазки и злоупотребления надо пресекать на корню и не давать спуска нарушителям природоохранного законодательства. На это в очередной раз обратил внимание Александр Лукашенко, принимая недавно с отчетом начальника Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Николая Фурсевича. Были приглашены также руководители других министерств и ведомств, взаимодействующих в этой сфере, в том числе министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимир Цалко.
Напомним, инспекция была создана по решению главы государства, поскольку этого требовала ситуация вокруг сохранения растительного и животного мира в стране. В лесах доходило до беспредела, осуществлялся слабый контроль за лесными насаждениями, а с животным миром и того хуже: кто хотел, тот стрелял, кто хотел, тот ловил, давил, травил, убивал электрическим током и так далее. Причем во главе этих беспорядков нередко стояли чиновники и сотрудники правоохранительных органов на местах. Навести порядок мог только орган, подконтрольный Президенту. Госинспекции были даны беспрецедентные права, и, как показало время, ее создание себя оправдало. Браконьеров серьезно прижучили. Оценив деятельность этой природоохранной структуры в целом положительно, Александр Лукашенко отметил, что ей надо выходить на новый уровень. Президент подчеркнул, что охране и рациональному использованию природных богатств в Беларуси будет уделяться первостепенное и еще более пристальное внимание.Чтобы оценить ситуацию в конкретном регионе, корреспондент “НГ” отправился в рейд вместе с работниками Солигорской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира, в зону ответственности которой входят Солигорский и Слуцкий районы. Маршрут пролегал по угодьям, где начинается великое, неповторимое Полесье.
По лесной дороге
Ночью выпал небольшой снежок, но его хватило, чтобы припудрить следы и пеньки. На едва заметной лесной дороге наш “УАЗик” подпрыгивал на скрытых кочках и попадал в заметенные ямы. Заместитель начальника инспекции Николай Новик и управлявший автомобилем госинспектор Владимир Долматович (уволился очередной водитель, а желающих гоняться днем и ночью за браконьерами по бездорожью не так уж и много) осматривали левую обочину. Я с охотоведом местного общества охотников и рыболовов Николаем Кудрявцем — правую.Хитрые лисицы, словно чувствуя нашу охранную миссию, то столбиком стояли невдалеке, то гонялись по полю друг за дружкой. На глаза попалось около десятка игривых хищниц. Вдруг рядом с машиной вскочили и бросились прочь полдюжины косуль... На берегах каналов много пеньков от изгрызенных бобрами деревьев — трудолюбивые зубастики так расплодились, что уже вызывают тревогу даже у местных экологов.
Читая следы
Заснеженный лес от нечего делать человек не посещает. Поэтому мы останавливались, чтобы обследовать каждый след, уходящий в сторону от дороги. Вот отполированные полоски от полозьев детских саночек. Дрова или сено таким образом местные жители не заготавливают, а перевезти тушу косули — вполне реально. И машина отправляется по блестящему на солнце следу. Дальше, в глубь леса — пешком. Вытоптанный, обильно посыпанный мелкими веточками снег вокруг березок снимает всякие подозрения — кто-то заготавливал веники...В другом месте опытный охотовед прочитал замысловатую вязь множества следов: совсем недавно прошло стадо из восьми диких свиней. Но чуть поодаль за ними вдруг увязались, направляясь в лес, следы человека. Это сразу встревожило команду. Николай Новик и Николай Кудрявец осторожно пошли по истоптанной полоске снега. Тщательно обследовали каждый зигзаг следов, стремясь вникнуть в замысел оставившего их человека. Иногда они останавливались, внимательно всматривались в заросли, прислушивались. В погоне за добычей у некоторых теряется чувство реальности. На Солигорщине помнят случай, когда егеря, преследовавшего браконьера с добычей, встретила пуля озверевшего любителя дармовщины.На этот раз тревога оказалась ложной. Вскоре следы человека “отцепились” от кабаньих, привели к соснам, где кто-то заготавливал живицу...
Цифры и факты
В прошлом году работники Солигорской межрайинспекции выявили 57 нарушений Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, изъяли 17 единиц огнестрельного оружия, в том числе 9 незарегистрированных, а также 342 килограмма незаконно добытого мяса.
Притяжение пруда
Человек вдали от деревни с велосипедом, сачком и сумкой вряд ли просто прогуливается по лесистому берегу пруда. Знакомимся. Местный житель Сергей Хамицевич. Несколько раз забросил сачок в полынью и с пустой сумкой возвращается домой. Николай Кудрявец предупреждает незадачливого рыбака: в следующий раз он может быть наказан. Сковшинский пруд площадью 24 гектара общество охотников и рыболовов взяло в аренду, запустило туда мальков, поставило емкости для мусора. Поэтому за рыбалку нужно платить 10 тысяч рублей, членам общества — вдвое дешевле. Теперь в водах пруда плещутся почти пудовые карпы, увесистые щуки, потому на его льду можно встретить любителей ухи даже из других районов.— Я приехал из Минска, благо в соседней деревне есть родственники, — рассказывает Сергей Цуба. — Сегодня улов пока скромный, килограмма три. Зато вчера в сачок попала во-о-т такая щука!Даже если сделать скидку на традиционное рыбацкое бахвальство, улов впечатляет. Но с тем же сачком основательно попал 25-летний Василий Нехай. Точнее — с сеткой-”пауком” непозволительно больших размеров. Юридически это покушение на добычу рыбы запрещенными орудиями лова. Штраф серьезный — от десяти базовых величин. Последнее слово — за судом, куда и будут направлены материалы.Кстати, о материалах. Нарушение Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства Николай Новик выявил за пару минут, а документы оформляли долго и нудно. Оказывается, если человек не поймал даже рыбешки, как в данном случае, нужно на коленях оформить протоколы опроса нарушителя, свидетеля, акт изъятия орудия лова — всего составить около десяти документов, некоторые — в двух экземплярах. Пресловутая бюрократия, оказывается, уже выплеснулась из кабинетов в леса и на берега водоемов.
Цифры и факты
В 2010 году работники Солигорской межрайинспекции выявили 185 нарушений Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, 47 случаев хищения прудовой рыбы. Изъято 87 сетей общей длиной 3900 метров, 150 других орудий добычи рыбы.
Учитель-егерь
— Добиться впечатляющих показателей только силами инспекции, в штате которой начальник, его заместитель и инспектор, невозможно, поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с работниками милиции, экологами, другими службами, — рассказывает ветеран инспекции Владимир Долматович, до этого полтора десятка лет отработавший охотоведом в местном лесхозе. — Но главные наши помощники — местные жители, влюбленные в природу и стремящиеся сделать ее богаче, красивее.Одного из таких, Виталия Бердниковича, мы и встретили на берегу пруда. С раннего детства слушал он птичьи трели, любовался красотами этого полесского уголка. После учебы вернулся в родную Сковшинскую школу, стал преподавать физкультуру. Счастливые мгновения отдыха и вдохновения — побродить по окрестным лесам, болотам. Почти два десятилетия состоит в Белорусском обществе охотников и рыболовов. И главную свою задачу видит не в уплате членских взносов, не в лицензии на добычу дикого кабана. Виталий Алексеевич считает, что настоящий охотник, рыбак должен беречь, приумножать и регулировать “население” лесов и водоемов, не тревожить лишний раз молодое потомство, а если надо — подкармливать. И не бросаться с сачком к проруби, чтобы выхватить задыхающуюся от недостатка воздуха рыбину, а закачать под лед побольше свежего воздуха. Об этом учитель неустанно твердит в кружках юных охотников и рыболовов, которые ведет много лет. Вместе с членами школьного лесничества ограждает муравейники, мастерит скворечницы, кормушки. Поэтому руководство общества охотников и рыболовов и предложило большому любителю природы стать егерем. Хотя бы на полставки.Однако Виталий Бердникович выкладывается по полной программе. Навел порядок возле пруда, контролирует лов, в отдельные дни реализует билетов почти на 200 тысяч рублей. Но главная головная боль — сотни гектаров леса, живность которого кое-кто считает “ничейной”. Вот и трое братьев приравняли ее к собственной ферме, зачастили с ружьями в лес, прикрываясь одним охотничьим билетом. На их пути часто вставал Виталий Алексеевич, прекрасно знающий не только окрестные тропы, но и повадки местных браконьеров. В приступе злобы и мести братья начали крушить аншлаги, смотровые вышки. Противостояние обострялось.
Цифры и факты
За год на телефон горячей линии Солигорской межрайинспекции от населения поступило 15 тревожных сигналов, по 9 из них выявлены правонарушения.
Кульминация конфликта случилась в ночь, когда Виталий Бердникович в очередной раз выследил браконьеров. В глухом лесу состоялась яростная схватка. Физрук не слабак, но силы оказались не равными. Глядя потом на Виталия Алексеевича, знакомые только сочувственно вздыхали: как они, сволочи, тебя разрисовали... Досталось и братьям. Не только в лесу. Состоялся суд. После объявления приговора браконьеры враз присмирели, в лесу стало больше порядка.— К счастью, любителей природы у нас значительно больше, чем браконьеров, — говорит Виталий Бердникович. — Активно помогают нынешние и бывшие ученики школы. Многие из них выбрали профессии, связанные с землей, лесом. Сергей Бунас, Николай Хамицевич, к примеру, давно живут в городе, но часто наведываются в родные места. Они — члены общества охотников и рыболовов.
Результата нет? Хорошо!
Что за лес без пикника?! Для рыбака это запах ухи, для охотника — шашлыка. Для нашей команды — скромный обед на капоте автомобиля. Появляются термосы с чаем, вторыми блюдами, походные вилки, ножи. Иначе и быть не может у людей, которые с утра до вечера колесят по лесному бездорожью. Между чашками чая — неторопливый разговор. Тема охотничья, но без баек.— Я с молодости охотник, 11 лет в должности охотоведа и могу с уверенностью сказать: не создали бы Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте, в лесах наших и зверья бы не осталось, — делится мыслями Николай Кудрявец. — В них орудовали хорошо организованные вооруженные группы. На глазах. Открыто. И попробуй к ним подступись: одни из кабинетов власти, другие при погонах. Инспекция положила конец такому беспределу. Браконьеры почувствовали, что в угодьях появился хозяин, действующий без оглядки на местные авторитеты. Как-то один зарвавшийся стрелок уложил сразу двух кабанов, так он и сейчас возмещает причиненный ущерб — почти 7 миллионов рублей. Сообщили об этом в газетах, по телевидению. И браконьеры притихли...— Но не перевелись, — продолжает тему Владимир Долматович. — Они стали действовать более осторожно, хитрее. Средства связи у них не хуже наших, как и автомашины, моторки. Научились искусно заметать следы. Но на нашей стороне правда, опыт, поддержка властей, населения...Николай Новик больше молчал. Еще два года назад он работал инкассатором в банке. Кабинет, компьютер, деньги, тишина... Но этого любителю природы и живого дела оказалось мало. Он перешел в инспекцию, чтобы вот так — днями и ночами — колесить по бездорожью, пресекать браконьерство. Иногда выезды оказываются безрезультатными. Как, по сути, и на этот раз.— Но отсутствие результатов в данном случае — хороший результат, который свидетельствует: наша работа дает эффект. Охотники, рыбаки да и население в целом становятся законопослушными, — поясняет Николай Николаевич. — Одни смотрят на нас со страхом, другие — с надеждой. От чего природа становится только здоровее.
Цифры и факты
Только на 59 тысячах гектаров лесных угодий, арендованных Солигорской районной организационной структурой РГОО “БООР”, в прошлом году, согласно переписи, обитало 260 кабанов, 330 косуль, 100 лосей. Предварительные подсчеты показывают, что в нынешнем году поголовье диких копытных, как и другой живности, в угодьях увеличилось.