Кругом враки
15.11.2010
—
Разное
Неделя началась с того, что Александр Лукашенко прямо обвинил Дмитрия Медведева в том, что тот лгал о белорусском президенте. Затем стало известно, что Центризбирком посчитал собравшими подписи 10 претендентов на пост президента, по поводу чего один из них тотчас же заявил: на самом деле собрать могли лишь четверо. Кто из них врет: пророчествующий кандидат, ЦИК, неверно подсчитавший фальшивые автографы, или кандидаты, принесшие заведомо непроходные подписи? Закончилась неделя тем, что депутат Палаты представителей заявил, что вопрос о признании Абхазии с Южной Осетией находится в компетенции президента. Хотя последний ранее не раз говорил, что решать должен парламент.
И вот опять же, кому верить? Депутату? Президенту? Или, может быть, соврали агентства и интернет-ресурсы, неверно понявшие депутата? У нас ведь так обычно и бывает - как только представитель власти делает скандальное заявление, оказывается, что виноваты во всем журналисты, которые неверно все поняли.
Неделю назад потенциальный кандидат в президенты пытался прорваться на собрание одного из районов Минска, выдвигавшее делегатов на Всебелорусское народное собрание. Кандидат пришел к месту действия с 300 автографами жителей одного из домов в Ленинском районе. В дверях его встретили уполномоченные лица, объяснившие, что на собрание не пропустят, т.к. выдвижение кандидата прошло не по правилам. А мимо как раз проходил один депутат, старый знакомый кандидата. Кандидат его окликнул и из короткой беседы узнал (а вместе с ним узнали и журналисты), что старого знакомого на собрание никто особенно и не выдвигал - он просто получил пригласительный. Показалось, что кто-то врет: либо уполномоченные лица, либо депутат. И вот, небо не упало на землю. Уполномоченные лица пошли проводить собрание, кандидат в президенты пошел делать свои пессимистические прогнозы - упавших в обморок от увиденного не замечено.
Как мы успели так быстро привыкнуть к вранью? Когда оно стало главной характеристикой нашей политической жизни? Почему получилось так, что, если власти нужно 10 кандидатов в президенты для распыления протестного электората, она объявляет собравшими подписи 10 команд, несмотря на то что никто в Беларуси толком не видел сборщиков большинства из них? Почему, видя, что план не срабатывает, что статисты попались слишком уж пассивные, что даже после того, как президент попросил отдавать подписи за них, они подписей не набирают, - почему их все равно выводят на старт предвыборной гонки?
Кажется, мы перестали обращать внимание на ложь в 2006г. - после знаменитой фразы «ругался матом, размахивал руками». Эта формулировка, с которой в марте 2006г. был задержан даже немой, стала как бы маркером, убедительно показывающим всей протестной тусовке: особенно церемониться с изобретением правдоподобных причин больше не будут. И уж если органы правопорядка, защищающие нас от преступлений, действуют по шаблону, то что говорить об остальных?
В некотором роде ложь, пропитавшая всех, кто имеет отношение к борьбе за власть и к самой власти, является одним из гарантов стабильности в этой стране. Лгут-то чаще всего из страха - из страха не вписаться в высокую планку работы с населением и с собой, которая задается телевидением и главой государства. И вот в резиденции звучат одни слова - слова правильные, а на этапе их исполнения, ввиду того что гениев у нас, вообще-то, мало, начинаются действия, этим словам мало соответствующие.
Ну, вроде нежелания пустить журналиста не до конца «вертикальной» газеты на совещание даже со своим стулом. Спроси там, на самом верху, - там ответили бы: мы за гласность, за прозрачность власти, да и газета хорошая - пропустите! Но тут, на местах, другие таланты и другие подходы. И вот как раз эти подходы, ввиду их корявости, являются тем самым гарантом стабильности всего государственного механизма. Так как если бы все вели себя гениально и по совести, не было бы тех, на кого можно было бы опереться в решающий момент. А так - тут целая армия людей, которые, как персонаж Ильфа и Петрова, уязвимы ввиду своих слабостей, а потому готовы на всё.
Почему у нас врут? Я бы сказал - потому что в бога не верят. Белорусское общество при всем том, что переписи и опросы выявляют большое количество тех, кто ходит в церковь или в костел, нерелигиозно по своей сути. Где-то глубоко под налетом цивилизации мы все-таки язычники. Не верите? Посмотрите альбом фотографа Андрея Ленкевича «Паганства», в котором всё черным по белому - про наши религии и наши верования. Вышитый крестиком Ленин может стоять в красном углу хаты рядом с вышитым крестиком Николаем Угодником, а дальше - еще какая-нибудь языческая штука, которую без специалиста по шаманизму и не идентифицируешь. Ну а у язычников свои отношения с правдой и ложью: лгать, т.е. хитрить, считается признаком ума, сноровки, готовности вступить в схватку с жестоким миром природы, рядом с которой мы живем.
То, что для католика из религиозной страны немыслимо (ну как можно солгать, да еще и перед телекамерами? Да когда еще все присутствующие знают, что ты врешь!?), для нас - как два пальца об асфальт! «Ругался матом, размахивал руками! В машину его!»
Социолог со мной не согласится. Социолог скажет: мы лжем оттого, что наше общество испорчено внутренней миграцией. Большинство белорусов являются горожанами в первом или втором поколении. А когда хлопчик из какого-нибудь Шнырева Витебской области приезжает в большой город и устраивается там в горисполком и быстро делает карьеру до зампредседателя по идеологии, вся его мораль остается в родном Шныреве. Там - «грамада», которая может его осуждать. Там - «село», которое будет судачить, если он, скажем, напьется и уснет в овраге. В городе и, соответственно, горисполкоме мальчик из Шнырева - как на выжженной земле. Если он при этом недоучился, если недополучил образования и вместе с ним - представлений о порядочности, он будет считать, что ему все позволено.
Ведь кресты дедов, поровших в детстве, - далеко, на кладбище. Говорят, в лифтах и подъездах писают как раз такие - те, у кого мораль осталась в родной деревне и которым, соответственно, больше не перед кем краснеть.
Стало быть - можно врать, можно отказывать в регистрации «отморозкам» из оппозиционных партий по самым бесстыжим причинам. Можно запрещать их «шествия», придумывая самые дебильные отмазки. Можно регистрировать 10 кандидатов, из которых большинство - оболтусы, не видящие собственной ответственности перед страной. Или не регистрировать вообще никого, в зависимости от потребности момента.
Наверное, нужно просто подождать. Через пару поколений язычество выветрится из нас, вместо отсохших старых корней появятся новые, а вместе с ними - представления о морали, нравственности, добре и зле. Тогда наконец можно будет участвовать в белорусской политике и не чувствовать, что противостоят тебе бессовестные сволочи.