Плохо раскрытая тема
Плохо раскрытая тема
Вопрос: может ли частное лицо купить участок земли в центре Минска или Могилева, Орши или Вилейки? 8 человек из 10 опрошенных мной (в среде людей весьма информированных) ответили, что нет. Проведите свой опрос и убедитесь: о праве частной собственности на землю у нас мало кто знает. Между тем правильный ответ таков: да, может. Купить землю имеет право даже иностранное частное юридическое лицо, если таковое является резидентом.
Это право действует уже почти 3 года, с 1 января 2008–го. Но до сих пор им воспользовались только два юридических лица. ЗАО «Агрострой» купило 5,6 га в Барановичском районе для своих производственных нужд, иностранное ООО «Орел Пропетиз четыре» — 5,7 га в центре Минска, под застройку. Бизнесмены не знают о такой возможности или есть какие-то другие причины? В Госкомимуществе решили это выяснить.
«Госкомимущество распродает белорусскую землю» — под таким заголовком преподнесло информацию одно из «либеральных» интернет–СМИ. Сразу и не поймешь, хорошо это или плохо. Звучит то ли панически, то ли иронически. Прежде всего — неточно, неправильно: Госкомимущество не может продавать землю. Это в компетенции местных органов исполнительной власти. Иное дело, что ведомство решило привлечь внимание бизнеса к проблеме. По словам Евгения Капчана, начальника управления землеустройства и регулирования земельных отношений, с очевидной целью: повысить инвестиционную привлекательность страны.
Проблему земли у нас не решали «сплеча», подходя к ней осторожно, — именно в силу ее деликатности. В 1991 году (прежде владеть землей могло только государство) было провозглашено право частной собственности на нее. Соответствующий закон долго готовился, и только с 1 сентября 1993 года граждане смогли реально выкупать участки в частную собственность — для обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Юридические лица получили это право только с 1 января 1998 года. Но его реализация требовала согласия Президента. Наконец, Указ «Об изъятии и предоставлении земельных участков» № 667 от 27 декабря 2007 года снял это ограничение и установил порядок, действующий по сей день.
«Вся земля в стране имеет кадастровую стоимость, которая пересматривается раз в 5 лет. Как правило, в сторону повышения», — подчеркивает Евгений Капчан. Поэтому любое юридическое лицо, пользующееся землей для ведения бизнеса (производства, торговли, сервиса...) и владеющее зарегистрированным имуществом, может подать в местный орган власти заявку на ее приобретение. Вопрос должен решиться за месяц. Платить можно в течение двух лет.
Если кто–то не владеет бизнесом, но желает приобрести пустующий участок, это придется делать на аукционе. При отсутствии других претендентов цена земли будет начальной. В дальнейшем (если бизнес, скажем, не пошел) владелец участка может его продать. Причем по цене не ниже кадастровой. Проще говоря, по рыночной. Бизнесмен в любом случае ничего не потеряет. Условие продажи одно: сохранение целевого назначения участка.
Оборот земли и сейчас не является полностью свободным, а право частной собственности на нее — абсолютным. Продажа земель сельхозназначения полностью запрещена. Повторим, что вопрос слишком деликатный, чтобы решать его раз и навсегда.
Начальник управления инвентаризации и оценки недвижимости Госкомимущества Александр Долженков разъясняет мне особенности формирования кадастровой стоимости. Делаю заметки в журналистском блокноте. Самая дорогая земля — в центре большого города, где имеются наилучшие коммуникации. Они проложены государством, которое стремится часть своих затрат вернуть. Городская земля имеет, как правило, либо общественное назначение (торговля и сервис), либо производственное. В зависимости от сочетания всех этих факторов и формируется цена. В общественно–деловой застройке Минска она варьируется в пределах от 251 до 531 доллара за квадратный метр, в областных центрах — от 141 до 181 доллара, в райцентрах — от 3 до 10. Самая дешевая, разумеется, в малых городах и деревнях: от 22 центов до 5 долларов.
По мнению Александра Долженкова, она может оказаться для бизнеса и наиболее привлекательной — в сочетании с льготами, которые государство гарантирует бизнесу в малых населенных пунктах.
Главный аргумент в пользу покупки земли тот же, что и во всем мире. Земля — самый ликвидный товар. Он, как правило, только растет в цене, поэтому охотнее всего банки дают кредиты именно под залог земли.
Но если это столь выгодно, то почему наш бизнес выгод не замечает? В Госкомимуществе объясняют это упущением местных органов власти. Деньги от продажи земли будут поступать в их бюджеты, они не менее самого бизнеса должны быть в этом заинтересованы. Но пока почему–то активности не проявляют. Или тоже не знают о своих правах?
Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ
Фото: Виталий ГИЛЬ