Утрыманцы, вперёд?

Источник материала:  
27.09.2010 — Разное


Если бы австрийского психоаналитика не существовало, белорусы бы ничего не потеряли и вместо «оговорка по Фрейду» смело бы говорили сейчас «оговорка по Косинцу». Или проговорка - кому как нравится. Хотя в самом речевом блицкриге витебского губернатора особо-то никакой смелости - а уж тем более вызова системе - и не было. Был обычный для таких случаев диалог батьки с отроком, который на грозное «Ты почему уроки вчера не выучил?» отвечает наивным: «А в классе никто не выучил!»


О том, действительно ли так безнадежен «класс» и есть ли способ поднять его «успеваемость», корреспондент «БелГазеты» поинтересовался у земляка губернатора-правдоруба, уроженца Оршанского района Владимира СЕМАШКО, почти 20 лет посвятившего фермерству.

- Вы согласны с тем, что «вся страна» у нас нынче ходит в иждивенцах?

- Да, но с одной оговоркой: в первую очередь она ходит в иждивенцах у сельского хозяйства. Те смехотворно низкие закупочные цены, которые государство устанавливает для сельхозпроизводителей, делают его главным утрыманцам (утрыманец (белор.) - иждивенец. - «БелГазета») на шее крестьянина.

- Разве эти цены не компенсируются потом гигантскими дотациями?

- Вот так и создается порочный круг: государство не хочет повышать закупочные цены на сельхозпродукцию и в то же время вбухивает миллиардные дотации в ее производителей. А ведь сельское хозяйство могло бы жить вообще без дотаций, если бы в свое время ему дали возможность нормально развиваться.

- Сколько, по вашим прикидкам, получают нынче колхозники?

- У меня не прикидки - я точно знаю. У нас на ферме доярки получают Br300 тыс. в месяц. И это еще в лучшем случае. В нашей деревне живет семья: мать - доярка, отец - скотник, дочка - тоже доярка, вторая дочка - лаборант на ферме. Так вот за прошлый месяц они получили всего Br800 тыс. на четверых!

- Вы были председателем колхоза в Оршанском районе. Что, сельское хозяйство в Витебской области действительно проблематичнее, чем в других регионах?

- В мою бытность оно с каждым годом шло в гору. Но после 1994г. на руководящие должности в область пришли могилевские ребята, которые все и развалили. Так что Косинец тут постольку-поскольку... Хотя и названным цифрам я тоже не верю. Почему у них рентабельность всего плюс 7,6%? С дотациями она должна быть гораздо выше! Ведь те деньги, которые идут из бюджета, прямиком ложатся на прибыль. А если еще учесть, что хозяйствам списываются миллиардные долги… Без дотаций же рентабельность должна быть ниже - не минус 7,6, а где-то минус 20-25%.

- Руководить колхозами вы начали еще во времена СССР. Чем отличалась советская схема дотаций от нынешней?

- Я бы не сказал, что сельское хозяйство тогда сильно дотировалось. Были небольшие послабления в льготных кредитах, были дешевые цены на энергоносители… В общем, те, кто обладал мозгами, и без дотаций могли вести хозяйство нормально. Когда солярка стоит 6 копеек, а зерно у тебя покупают по 14-16 копеек за 1 т - чего ж его не вести?

- О солярке за 6 копеек сегодня мечтать не приходится. Наоборот, будущий год обещает резкий скачок цен на энергоносители. Какие перспективы ждут сельское хозяйство в разрезе этого скачка?

- Перспектива одна - к дальнейшему упадку. Наивно было бы думать обратное. Кстати, об энергоносителях. Сейчас в хозяйствах республики подогрев воды перевели на дрова - надо, мол, использовать местное топливо. Но если посчитать, это раз в шесть затратней, чем если бы хозяйство просто купило за Br100 тыс. экономичный электронагреватель и грело воду с его помощью.

- Может, в сегодняшней ситуации государству лучше отказаться от малоэффективной колхозной системы и дать зеленый свет фермерству?

- Теоретически - да, но поезд уже ушел. Людей, которые могли бы взять сельское хозяйство в свои руки, в 1990-е гг. у нас были сотни тысяч, а сегодня их - раз-два и обчелся. Кто-то состарился, кто-то уехал из страны, кто-то утратил профессиональные навыки. Если работоспособных фермеров и наберется по одному на район, то проблемы это уже не решит.

- Но ведь необязательно «переворачивать доску» одним махом. Переходить на новые рельсы можно постепенно, все больше стимулируя людей к занятию фермерством…

- В том-то и дело, что фермерство выгодно для экономики, но невыгодно для власти. Фермер - человек независимый, его не вызовешь в райисполком, чтобы накачать «ценными указаниями» или припугнуть контрактом. Эти ребята сами себе и указ, и контракт. А колхозником можно вертеть как угодно. Вот идет сейчас уборка сахарной свеклы. Для хозяйств эта культура убыточная. Но для «сахарной мафии» - очень даже прибыльна: закупочная цена - всего Br75, а сахар дорожает чуть ли не каждую неделю. Поэтому колхозник будет выращивать свеклу. А заставьте-ка фермера делать то, что ему убыточно!

Две недели назад Лукашенко был у Шруба (Михаил Шруб, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства в Житковичском районе. - «БелГазета»). У людей, видевших этот телесюжет, создалось впечатление, будто фермерам теперь дадут зеленый свет по всей стране. Но в реальности же все по-другому! К примеру, на днях в колхозе им. Дзержинского состоялось выездное заседание хозяйственного суда Могилевской области, где было решено выселить мое фермерское хозяйство из тех помещений, что я арендовал у колхоза с правом последующего выкупа. Помещения эти, пока я не взял их в аренду, не использовались более 15 лет! Я их подправил, подремонтировал, а теперь их у меня хотят отнять. У Шруба глава государства сказал, развивайте, мол, фермерство, а здесь то же самое государство, грубо говоря, последние штаны у фермера отбирает.

СПРАВКА «БелГазеты». Владимир Семашко родился в 1951г. в деревне Алантьево Оршанского района. В 1973г. окончил Белорусскую сельхозакадемию; в 1981г. - отделение подготовки руководителей сельхозпредприятий. В 1982-87гг. был председателем колхоза «Заветы Ильича» в Оршанском районе, затем возглавлял колхоз им. Некрасова в Бобруйском районе. С 1993г. - глава фермерского хозяйства «Белая Русь».
←Никакого внешнего вмешательства в ситуацию в Беларуси во время выборов не будет - А.Лукашенко

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика