ТНК-ВР решила банкротить владельца Ковыкты
Российско-британская нефтяная компания ТНК-ВР, за три года так и не сумевшая добиться от Газпрома приемлемых условий продажи гигантского Ковыктинского газоконденсатного месторождения, решила банкротить "дочку", владеющую лицензией на этот участок.
ТНК-ВР сообщила в четверг, что ее "дочка" Русиа Петролеум инициировала процедуру банкротства, подав заявление в арбитражный суд Иркутской области после того, как 14 мая 2010 года ТНК-ВР - основной кредитор компании - предъявила требования о досрочном погашении части займов, выданных на разработку Ковыкты.
"Текущее финансовое положение Русиа Петролеум не позволяет обеспечить своевременный возврат компаниям группы ТНК-ВР предоставленного финансирования. В соответствии с действующим законодательством руководитель предприятия был вынужден обратиться в суд с заявлением об инициации процедуры банкротства", - говорится в сообщении ТНК-ВР.
ТНК-ВР "как основной акционер и кредитор Русиа Петролеум заинтересована в возврате осуществленных инвестиций и минимизации финансовых потерь", сообщила компания, которой на паритетных началах владеют британская BP и консорциум российских акционеров.
ТНК-ВР согласилась в 2007 году продать лицензию Газпрому за $700-900 миллионов, но компании до сих пор не закрыли сделку.
Все это время Минприроды периодически повторяло угрозы отозвать лицензию на Ковыкту из-за несоблюдения лицензионного соглашения. При этом вице-премьер Игорь Сечин говорил, что "грубой экспроприации" не будет, а акционеры российско-британской компании высказывали надежду получить компенсацию по крайней мере $1 миллиард, в который они оценили инвестиции в проект.
Гигантские запасы Ковыкты, превышающие 2 триллиона кубометров газа, позволяют отнести это месторождение к категории стратегических, на которые Газпром, монопольный экспортер газа в РФ, имеет право претендовать вне конкурса и доступ к которым закрыт иностранным инвесторам.
Процедура банкротства Русиа Петролеум может снизить риск для ТНК-ВР потерять лицензию и дать ей шанс получить какие-то деньги за актив, считают эксперты.
"Если процедура банкротства будет продолжена, и будет введено внешнее управление,... то все активы, в том числе лицензия, будут внесены во вновь созданную управляющую компанию, и все ее имущество, лотами или единовременно, будет продано на публичных торгах. Деньги, полученные от продажи, будут пропорционально разделены между кредиторами", - сказал Владимир Плетнев, партнер адвокатской фирмы Юстина.
В этом случае, ТНК-ВР как крупнейший кредитор Русиа Петролеум получит доступ к основной части средств, вырученных во время распродажи.
"Это существенно снизит риск отзыва лицензии. Отзыв лицензии во время процедуры банкротства маловероятен", - считает аналитик банка Москвы Денис Борисов.
Процедура банкротства Русиа Петролеум может быть выгодна и Газпрому: если покупателем на публичных торгах станет газовый гигант, он получит свободную от долгов компанию, сказал Плетнев.
Но подталкивание Русиа Петролеум к банкротству может означать и то, что в переговорах ТНК-ВР о продаже Ковыкты появился новый участник.
"Единственное, что я понял, это то, что переговоры зашли в тупик, и актив этот для ТНК-ВР стал бесполезным. Может быть, они нашли другого покупателя, который мог бы приобрести Ковыкту в ходе банкротства. Понятно, что это российский покупатель, иностранцу не дадут", - сказал Валерий Нестеров из Тройки Диалог.
Кроме Газпрома, которому принадлежат лицензии на значимые российские месторождения, крупным инвестором в российские газовые активы является совладелец международного трейдингового гиганта Gunvor Геннадий Тимченко, который в последние несколько месяцев купил ряд крупных нефтегазовых активов в России и стал крупнейшим акционером второго после Газпрома газопроизводителя в РФ Новатэк.
ТНК-ВР отказалась комментировать, ведет ли она переговоры о продаже Ковыкты с кем-либо, кроме Газпрома.
Нестеров считает, что ситуация с Ковыктой требует быстрого урегулирования, в том числе, потому, что к сентябрю Россия в лице Газпрома надеется завершить затяжные переговоры о поставках газа в Китай, для которых может использовать в будущем расположенное в Иркутской области месторождение.