У Лукашенко торг не пошел. Европа не включилась в белорусскую игру с политзаключенными
Вчера представители ЕС в Минске заявили, что Европа не только не намерена «благодарить» Александра Лукашенко за освобождение двоих политзаключенных, но еще и готова усилить санкции в отношении Белоруссии, если остальные политические не выйдут на свободу. В то же время днем ранее белорусский президент заявил, что ближайшая амнистия не будет носить никакого политического характера. Европа пытается не дать втянуть себя в очередной торг, комментируют ситуацию наблюдатели.
Вчера Минск посетили представители службы внешнеполитической деятельности ЕС Джон Кьяер и Стивен Трессинг. «На основании встреч в Минске они представят доклад о ситуации в Беларуси, который будет положен в основу дальнейших решений Совета министров стран ЕС в отношении нашей страны», – сообщил по итогам их встречи с представителями белорусской оппозиции председатель объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько. По его словам, представители ЕС заверили собравшихся в том, что освобождение двоих политзаключенных (экс-кандидата в президенты Андрея Санникова и его соратника Дмитрия Бондаренко) вовсе не означает, что «белорусский вопрос снят с повестки дня». Европа настаивает на полном отсутствии политзаключенных как основе для улучшения отношений.
Судя по заявлениям официального Минска, его такая позиция не устраивает. «НГ» ранее писала о том, что президент Александр Лукашенко неоднократно заявлял, что теперь мяч на стороне Европы и он ждет неких шагов навстречу. В конце минувшей недели в его рассуждениях на эту тему появились нотки пессимизма. «Мы в этом году не должны ни под кого подстраиваться, – заявил белорусский лидер, обсуждая с главой ЦИКа Лидией Ермошиной условия проведения предстоящих парламентских выборов. «Благодарности мы от этого не получим», – пояснил он причину своего нежелания «подстраиваться». Нет никаких сомнений в том, что Лукашенко намекает на Европу и ее требования соблюдать стандарты демократии при проведении выборов. Если они ничего хорошего в ответ не сделали, зачем я буду к ним прислушиваться, рассуждает он.
Эту же тему и в той же тональности президент Белоруссии продолжил в понедельник. В ходе специального совещания, посвященного предстоящей амнистии, приуроченной к Дню независимости, Лукашенко заявил, что освобождение не должно носить политического характера. «Все должно быть честно. Для этого нужно определить критерии. Согласно этим критериям мы и должны действовать: кто-то попадет под амнистию по данным критериям или для него срок отбывания наказания должен быть сокращен. И «натягивать» туда людей, которые не должны выходить, в том числе по каким-то политическим мотивам, ни в коем случае нельзя», – наставлял он.
В среде экспертов и наблюдателей заявление Лукашенко расценили как посыл Западу – если вы так и не сделали шагов навстречу, то больше я никого не выпущу. «Сегодняшнее заявление, очевидно, адресовано Западу: дайте мне что-нибудь побыстрее, пока есть время, и тогда я скажу, чтобы тех негодяев, которых вы считаете борцами за демократию, отпустили из тюрьмы, а не дадите – ничего не получите. Лукашенко вновь хочет превратить политзаключенных в товар», – говорит по этому поводу экс-кандидат в президенты Владимир Некляев. «Скорее всего Александр Лукашенко сейчас не считает себя обязанным выполнять данные кому-то на Западе обещания решить проблему с политзаключенными и, возможно, собирается торговаться по этому вопросу и дальше», – солидарен с ним и политический обозреватель Павлюк Быковский.
Правда, некоторые наблюдатели осторожно высказываются по поводу того, что Лукашенко все-таки даст добро на освобождение всех политических, а все эти заявления не более чем желание продемонстрировать электорату свою силу и несгибаемость. «Я бы, например, подверстал всех политических под эту «неполитическую» амнистию и тем самым решил проблему политзаключенных раз и навсегда. Это было бы логично, прагматично и разумно», – считает Владимир Некляев. С определенной долей уверенности можно лишь констатировать, что пока Европа в торг не вступила, несмотря на призывы белорусской власти.
Что касается возможности политзаключенных попасть под критерии амнистирования без специальных указаний со стороны Лукашенко, то они равны нулю, считают правозащитники. «Исходя из стандартных текстов законов об амнистии, под нее подпадают те, кто осужден в первый раз, встал на путь исправления, не имеет взысканий в колонии и имущественных либо финансовых претензий... практически все политзаключенные – «злостные нарушители, не вставшие на путь исправления», – говорит по этому поводу заместитель председателя незарегистрированного правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович.