Киргизию тянут в Таможенный союз. В Бишкеке подсчитывают плюсы и минусы интеграции
Премьер-министр России Дмитрий Медведев обсудил с киргизским коллегой Омурбеком Бабановым вопросы сотрудничества двух стран. Телефонный разговор состоялся в связи с ожидающимся в ближайшие дни визитом Бабанова в Москву. Предполагается, что в ходе переговоров будут обсуждаться вопросы, связанные со вступлением Киргизии в Таможенный союз, а также с предоставлением стране обещанного Россией кредита.
Премьеры России и Киргизии Дмитрий Медведев и Омурбек Бабанов уже договорились о проведении в июле в Москве еще одних киргизско-российских переговоров в расширенном формате. По мнению экспертов, активизация контактов указывает на то, что Киргизию активно начали готовить к вступлению в Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии.
Предположения эти вызваны тем, что президент РФ Владимир Путин недавно, находясь в Пекине, заметил, что Киргизия к концу следующего года может присоединиться к интеграционному объединению.
«Вступление Киргизии в Таможенный союз – шаг политический», – сказал «НГ» гендиректор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов. Он убежден, что ТС, как и в целом евразийский проект, должен, помимо всего прочего, обладать еще и качеством притяжения для привлечения новых членов. Точно так, как Европейский союз, который расширялся за счет стран Восточной Европы. «Москве важно показать, что Таможенный союз – не только три страны и что чье-либо вступление в организацию делает этот проект привлекательным», – отметил эксперт.
Однако, по мнению Алексея Власова, быстрого вхождения Киргизии в ТС не будет. Бишкеку потребуется время на адаптацию национальной экономики к требованиям интеграционного проекта. Поэтому на начальном этапе Киргизия получит льготный таможенный режим в отношениях с членами организации, а Россия – доказательство того, что евразийский проект Владимира Путина состоялся и привлекает новых участников.
В Бишкеке тем временем подсчитывают плюсы и минусы от вступления в ТС. С одной стороны, республика не в состоянии самостоятельно выйти из финансового кризиса, и можно надеяться на помощь ТС. Другой позитивный момент в том, что экономическая интеграция с Россией, Казахстаном и Белоруссией откроет для киргизского бизнеса новые возможности. Но и минусов вступление в ТС содержит немало. «У нас с Россией разные политические режимы, – сказал «НГ» депутат киргизского парламента Равшан Джеенбеков. – Киргизия – свободная страна, а Казахстан и Россия – авторитарные страны с сильным президентским правлением. При этом у нас разный уровень развития экономики». По его словам, если средняя зарплата по России – 1000 долл., в Казахстане – 800 долл., то в Киргизии она колеблется в пределах 100–150 долл. Золотовалютные резервы в России достигают 600 млрд. долл., в Казахстане – 100 млрд. долл., в Киргизии – нет ничего. «Россия ежегодно инвестирует в сельское хозяйство около 5 миллиардов долларов. Казахстан – 1 миллиард долларов. Киргизия – ничего. Киргизия просто не может конкурировать с российским и казахским бизнесом», – сказал «НГ» Джеенбеков.
По мнению экспертов, Омурбек Бабанов едет в Москву прежде всего за финансовой помощью. Иначе бюджет не наполнить. «Киргизия осталась со своими проблемами один на один. Ни США, ни Евросоюз денег не дают. Проблемы с выплатой зарплат и пенсий у Бишкека начнутся уже в августе. Поэтому главная задача правительства – получить поддержку России в бюджетной сфере», – сказал Джеенбеков.
Но и это только надежды. Пока же обещание выделить 106 млн. долл. из Антикризисного фонда ЕврАзЭС осталось на бумаге. Однако Алексей Власов убежден, что деньги на сей раз Москва предоставит. Вопрос лишь в том, на каких условиях и когда? Москва может потребовать от Бишкека пересмотреть внешнеполитический курс. Это, по мнению экспертов, осложнит ситуацию в Киргизии и положение Бабанова лично – его отставки добиваются уже два месяца. Премьеру сейчас важно продемонстрировать, что он успешный переговорщик. «Помимо спасения страны Бабанов думает еще и о собственном спасении. Для Бабанова визит в Москву станет решающим. Для Киргизии может наступить передышка до октября-ноября», – сказал Власов.
Однако Джеенбеков считает, что возможное требование об изменении политических ориентиров не может быть выполнено. «На Киргизию имеют огромное влияние Америка, Европа и Китай. Это и культурные, и образовательные, и экономические программы. Например, в области образования активны Турция и США. И заместить их Россией невозможно. Китай разрабатывает ряд месторождений, китайские компании работают в малом и среднем бизнесе. ЕС курирует реформы, в частности, в правоохранительных органах. От всего этого отказаться не получится», – сказал депутат.