Вобьёт ли таможенный союз гвоздь в гроб белорусского автопрома?
Таможенный союз стал одним из ключевых направлений внешнеполитического вектора России за последний год. Результатом упрощения процедуры контроля стало выравнивание цен на рынках стран-участниц. Однако для некоторых такая «стабилизация» приводит лишь к потерям. Ярким примером служит Белоруссия, где давление на ценообразование бензина уже превышает возможности административного воздействия.
За последний год запомнился скачкообразным ростом цен. В основе «тренда», по мнению экспертов журнала «Бизнес лидер», лежали следующие факторы:
- девальвация национальной валюты по отношению к доллару на 56%, а как следствие устойчивый рост цен на все товары, включая бензин;
- рост цен на нефть на мировом рынке;
- административные меры регулирования, интересным выглядит запрет введённый А.Лукошенко на запрещение вывоза горючего из страны (полный бак + 10 литров);
- внешнеполитические обязательства, необходимость поэтапного выравнивания цен на нефтепродукты в пределах Таможенного союза;
- техническое устаревание белорусских нефтеперерабатывающих заводов.
Ярким примером проявления тенденции стал 30-и процентный скачёк цен в начале июня 2011 года. Однако, массовая акция протеста «Стоп-бензин», а также личное вмешательство президента заставило Белнефтехим снизить цены, повышая цену на 2-5% каждый месяц. В дальнейшем было предпринято ещё несколько попыток, на пример принимались меры жесткой экономии, по снижению цены. Их эффективность оказалась ничтожной.
Чего же ожидать в ближайшем будущем? Вероятнее всего продолжения роста цен на топливо. Данный тренд диктует: привязанность к договорённости по таможенному союзу, убыточность работы белорусских нефтеперерабатывающих предприятий в данной системе координат, рост цен на мировых рынках углеводородов, психологическая возможность догнать российский рынок, цены на котором на 18-25% ниже, считает директор ООО «ФБ Трэйдинг» Дмитрий Липницкий.
Важно заметить, что подорожание бензина является прямой причиной и аксиомой роста себестоимости всей продукции белорусских предприятий. И хотя умеренная инфляция остаётся подконтрольной правительству, её рост, объединённый с недавней политической ситуацией, а также повышением активности оппозиционных сил, может привести к социальному взрыву. А так как этот сценарий не выгоден ни существующему руководству Белоруссии ни Кремлю, можно сделать вывод, что цены на топливо будут держаться в диапазоне 95-100% от российских.