Эсэсовские уроки патриотизма в Латвии
В Латвии готовятся "ударно" отметить 16 марта, когда в стране отмечается День памяти латышских бойцов СС. В преддверии "знаменательной" даты во многих школах прошли уроки патриотизма. Учителя рассказали детям, как латыши в эсэсовской форме сражались вместе с немцами против Красной Армии. В одной из сельских школ даже выставили экспонаты времен войны: оружие, форму, личный скарб бойцов.
Что же касается самого 16 марта, то в этот день чуть ли не каждый год наблюдается одна и та же картина. На улицы Риги выходят ветераны СС и их молодые последователи и следуют к памятнику Свободы. Путь им преграждают представители русскоязычных и антифашистских организаций. Периодически дело доходит до драк, после чего вмешивается полиция. Правда, в автозаки попадают почти исключительно антифашисты. Эсэсовцев и неонацистов правоохранители не трогают.
Уроки патриотизма в школах и ежегодное шествие националистов по улицам Риги — звенья одной цепи. Все постсоветские годы в Латвии утверждался миф об эсэсовцах как об участниках национально-освободительного движения против советских "оккупантов". То, что "освободители" воевали в форме организации, осужденной на Нюрнбергском процессе, создателей нового национального мифа интересовало мало.
Что же за героев вспоминают на школьных уроках патриотизма и на улицах Риги? История создания латышских подразделений, сотрудничавших с нацистами, восходит к 1939 году. Тогда в еще независимой Латвии появились советские военные базы, а спустя год республика стала частью Советского Союза. Параллельно возникло довольно крупное националистическое подполье, еще до вступления Латвии в состав СССР имевшее связи с германской разведкой. Но едва летом 1941 года части Красной Армии оставили Латвию, антисоветские подпольщики вышли наружу.
В конце июня 1941 года латышские националисты принялись убивать коммунистов и евреев. Руководитель главного управления имперской безопасности Третьего рейха Рейнхард Гейдрих приказал "не мешать устремлениям по самоочищению со стороны антикоммунистических и антиеврейских кругов на оккупированных территориях". Созданные латышами "отряды самообороны" использовались немцами для обысков, арестов, облав и массовых расстрелов. Только в 1941 году в Риге, Лиепае, Даугавпилсе были расстреляны десятки тысяч людей.
Бывшие члены военизированной латышской организации "Громовой крест" и некоторые примкнувшие создали "команды безопасности". Они носили на рукаве повязку с изображением черепа и перекрещенных костей с надписью: "Вспомогательная полиция безопасности". Они отличились сожжением рижской синагоги, расстрелами коммунистов и евреев в лесах. Впоследствии именно эти "герои" и составили основу латышских дивизий СС, "отличившихся" не только в Латвии, но и в Белоруссии, на северо-западе России, в Польше.
С осени 1941 года в Латвии формировали регулярные карательные полицейские батальоны. Первый такой батальон отправился на борьбу с партизанами в Псковскую область России и в Белоруссию. Впоследствии такие батальоны направлялись под Москву, под Сталинград, на Кавказ, на Украину. Латышские "борцы за свободу" отметились в карательных операциях в Припятских болотах, в районах Новгорода, Полоцка, Минска, Днепропетровска, Житомира. За какую независимую Латвию они боролись с русскими, белорусскими и украинскими партизанами — остается только гадать.