Лига славянских государств – единственная альтернатива Украины в условиях глобализации
Мировые тенденции XXI века
Политические и экономические тенденции последних десятилетий красноречиво показывают: прогноз о мировой глобализации, которая стала набирать обороты после Второй мировой войны, оказался во многом верным. Всемирные торговые правила, транснациональные корпорации, наднациональные государственные объединения и военные блоки, глобальная экономика – все это является уже реальностью наших дней. Одновременно на поверхности начали появляться ранее скрытые «подводные камни» глобализации, основанной в первую очередь на общих экономических интересах – это мировой финансовый кризис 2008 года; начинающийся кризис еврозоны; практически произошедший дефолт США; распространение ГМО-продукции; электронная система идентификации людей, облегчающая возможность возвращения к тоталитарным системам.
В то же время, пока Европа, занятая сама собой, сосредоточилась исключительно на экономической глобализации, объединительные процессы начали набирать обороты в мусульманском мире. Однако в своей основе, помимо экономических интересов, они имели другой, более крепкий фундамент – религиозный и ментальный. На Востоке на повестку дня вышла идея создания единого мусульманского мира, как противовеса христианской цивилизации.
Лоббистов создания мусульманского мира можно разделить на консерваторов и радикалов. К первым относится Лига арабских государств, предпочитающая пока находить цивилизованный компромисс с Западом. Яркие представители вторых - это Хусейн, Каддафи, Бин Ладен, которые с оружием в руках пытались строить свой идеальный арабский мир.
Наиболее радикальных фанатиков единого мусульманского мира Западу пока удалось устранить. Не обошлось без участия Запада в последних революциях в Египте, Ливии, Тунисе, закончившихся сменой власти, активно выступающей за арабский мир.
Однако подобные тактические действия не решили стратегических проблем, а наоборот усилили трения двух цивилизаций. Кроме этого, пока Запад активно боролся с арабским миром далеко на Востоке, мусульмане в разы усилили свое присутствие в самом сердце христианской цивилизации - в Европе. В итоге, на начало XXIвека мусульмане являются второй по численности национальной группой в Евросоюзе – со своими традициями, культурой и менталитетом.
Стоит прогнозировать, что в ближайшие годы конфликты между христианским, арабским и еврейским мирами будут только усиливаться – на почве национальных притеснений, борьбы за сырьевые ресурсы, попыток Запада менять арабские режимы. Ну и главное – две цивилизации впервые за много веков, после эпохи крестовых походов, столкнулись лицом к лицу насколько близко, что нарастающий конфликт религиозных и ментальных ценностей просто неизбежен.
Соответственно, мусульманский мир только усилит свои объединительные процессы, в то время как Европа продолжит замыкаться в христианской «ракушке» Евросоюза. Ярким примером конфликта двух цивилизаций можно назвать многолетний отказ Евросоюза принимать в свои ряды Турцию, по всем экономическим показателям готовую стать членом ЕС. В итоге, мусульманская фобия европейцев повернула Турцию с западного вектора на восточный. И не исключено, что именно Турция в итоге может стать флагманом единого арабского мира.
Глобальные процессы происходят в Азии. Китай и Япония стремительно претендуют на экономическое и политическое мировое лидерство. Несмотря на многовековой антагонизм и патриотизм наций, Китай и Япония перед лицом кризиса и глобальных изменений начинают постепенный процесс интеграции. На первых порах речь идет об экономическом сотрудничестве в рамках некого блока. Но не исключено, что вскоре назреет необходимость создания региональной наднациональной надстройки, которая постарается расширить свое влияние на Европу, США, Южную Америку.
Нельзя обойти стороной объединительные процессы в еврейском мире. С момента создания государства Израиль еврейский народ ведет войны с арабским миром за свои территории. Страна находится в постоянной боевой готовности, подвергается нападениям террористов. В то же время, если говорить о религиозной и ментальной силе, именно еврейский мир можно считать одним из самых завершенных по своей структуре. Хотя непонятно – это говорит о силе или слабости процесса.
Зачем необходимо объединение славян?
После анализа мировых тенденций глобализации, напрашивается вывод, что единственным стратегически правильным выбором Украины должно быть участие в создании и формализации единого славянского мира, как надгосударственной объединительной надстройки. Проще говоря – будущее за построением славянского аналога Евросоюза с условным названием Лига славянских государств.
Почему, по моему мнению, славяне должны объединяться в XXI веке?
Во-первых, совместное противостояние политической и экономической напряженности в мире.
Как уже говорилось выше, конфликты между христианской и мусульманской цивилизациями будут набирать обороты. Ведущие эксперты прогнозируют, что мир ждет и вторая, и третья волна экономического кризиса. Общая глобальная картина указывает только на рост градуса напряженности политических и экономических проблем.
В одиночку Украина, Россия или Белоруссия вряд ли способны полноценно защищать свои интересы и свой народ перед Западом или Востоком. Вряд ли имеют возможность обеспечить военную и экономическую национальную безопасность. И очень не хочется, чтобы мы стали разменной фигурой на геополитической шахматной доске в партии между Западом и Востоком.
Во-вторых, наличие общего религиозного базиса и ментальности.
Православие и славянская ментальность - вот краеугольные камни объединения и взаимопонимания славян. Как бы мы не стремились на Запад, как бы не пытались копировать лучшие образцы демократии или успешные экономические модели - мы всегда будем жить в наших славянских реалиях, основанном на нашем менталитете. Украинец всегда будет лучше понимать русского, чем европейца. Демократия по-украински или по-русски всегда будет отличаться от европейской. Как бы не казалась странной эта фраза.
В-третьих, единственная реальная наднациональная настройка для славян – это Лига славянских государств.
Мы наконец-то должны стать реалистами и откровенно признать – славян не примут ни в Евросоюз, ни в НАТО. Вряд ли мы получим безвизовый режим с ЕС. Максимум на что может рассчитывать Украина во взаимоотношениях с Западом – это экономическое партнерство. И то – на выгодных Западу условиях, как мы уже убедились на примере присоединения к ВТО или предложений по Зоне свободной торговли.
Двадцать лет независимости Украины четко показали: Запад прекрасно понимает особенности нашей ментальности, с которой не готов смириться. И в первую очередь – с нашей активностью и собственным виденьем мира. Это присуще всем молодым нациям.
В Европе не хотят видеть славян, которых там не понимают и не уважают. По схожим причинам к Европе не сможет присоединиться мусульманская Турция.
Украина является для Европы перспективным сырьевым придатком и более-менее контролируемым буфером между Россией и Востоком.
С другой стороны, последние тенденции в Евросоюзе четко показали, что сама идея паневропейского сообщества вылилась в экономический кризис и пересмотр демократических ценностей. Дефолт Греции, проблемы в зоне евро, нашествие нелегальных мигрантов – все это привело к ужесточению внутренней политики Евросоюза и в перспективу полного «закрытия границ».
Лига славянских государств: союз равноправных
По моему глубокому убеждению, инициатором официального создания Лиги славянских государств (ЛСГ) должна стать Украина. Это сразу снимет множество спекулятивных моментов в политической, экспертной и общественно среде о попытках России под новой ширмой возродить империю и второй СССР.
По своей организационной форме Лига славянских государств станет независимой наднациональной надстройкой над союзом независимых и равноправных государств – Украиной, Россией, Белоруссией.
На дальнейших этапах потенциальными членами ЛСГ могут стать и другие государства с историческими славянскими корнями – Болгария, Сербия, Хорватия, Македония, Черногория, Польша, Чехия. Конечно, в том случае, если Евросоюз покажет свою стратегическую нежизнеспособность. Или преимущества членства в ЛСГ покажутся более весомыми, чем в Евросоюзе.
Лига славянских государств предполагает отличие от Советского Союза.
Как показал исторический процесс, одной из главных ошибок идеологов Советского Союза была попытка под одной крышей объединить православных, католиков и мусульман. То есть – народы с совершенно противоположным мировоззрением. Одновременно лишив их национальной самоидентификации и религиозного самовыражения. Подобный взрывоопасный «коктейль» можно было удерживать под одной крышей исключительно с помощью мощной силовой машины. И едва давление ослабло, наружу вылезли все межнациональные, религиозные конфликты и националистические устремления, которые мы могли наблюдать в конце 1980-х годов. Они же и разрушили Советский Союз.
В то же время за последние десятилетия религиозные противоречия между католиками и православными значительно ослабли. Речь идет даже о возможности объединения церквей. Поэтому православные и католические государства (восточные, западные, южные славяне), при умело выписанной организационной структуре, вполне смогут ужиться в Лиге славянских государств.
В отличие от Советского Союза, за основу Лиги славянских государств берется модернизированная модель Евросоюза. Речь идет о политическом и экономическом союзе независимых и равноправных государств, а не о федерации.
Организационную структура Лиги славянских государств можно представить следующим образом.
Законодательным органом ЛСГ станет Славянский парламент, выборы в который будут проходить в государствах-членах ЛСГ раз в четыре года. Необходимо подчеркнуть: в отличие от Евросоюза, Славянский парламент станет реальным законодательным органом, а не просто формальным представительством парламентариев.
Оптимальное количество славянских депутатов –по 50 человек от каждого государства-члена ЛСГ.
Согласно регламенту, славянские депутаты делятся на фракции.
Все решения славянского парламента в обязательном порядке должны быть парафированы в национальных парламентах. Столь жесткий механизм позволит избежать лоббирования интересов отдельных стран и послужит примером реальной демократии.
Исполнительным органом ЛСГ является Славянская комиссия, избираемая членами славянского парламента. Члены Славянской комиссии – министры отвечают за все сферы деятельности Союза: политическую, экономическую, военную.
Глава Славянской комиссии избирается ее членами на два года.
Славянский парламент может воспользоваться правом вето на все решения Славянской комиссии.
Национальные парламенты имеют право вето на исполнения решений Славянской комиссии на своей территории – с дальнейшим пересмотром этих решений в рамках Славянского парламента.
Официальными представителями Лиги славянских государств является спикер Славянского парламента и глава Славянской комиссии.
Основным нормативным актом Лиги славянских государств является Славянская Конституция, в которой четко прописывается организационная структура ЛСГ, направления деятельности, а также права и обязанности стран-участников.
В рамках Лиги славянских государств предполагается выработать единые экономические правила. В частности – беспошлинную торговлю между странами –членами, механизм дотаций, общие заградительные пошлины, кооперацию между промышленными предприятиями, усиление энергетической безопасности.
Не исключено, что речь пойдет и о создании собственных вооруженных формирований ЛСГ. К примеру, подобная идея уже рассматривается в Евросоюзе.
Также возможны единые визовые правила - аналог шенгенского механизма.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть: в эпоху глобализации, усиления экономических кризисов и потенциальных военных конфликтов, ни одно государство не сможет вести самостоятельную игру. Мы видим ускоренное объединение Западной Европы, Латинской Америки, Азии. И только восточные славяне пока не определились в выборе своего правильного геополитического пути в XXI веке, полноценно защищающем их политические, экономические и национальные интересы. По моему мнению, этот единственный и стратегически правильный выбор – Лига славянских государств.
P.S. Пока версталась статья, произошли некоторые события: в Швейцарии мусульмане активно создают Мусульманский парламент, в Европе украинский олигарх и политик Игорь Коломойский задекларировал создание Еврейского Европарламента. В общем, сегодня объединяются все кроме славян.
Александр Прогнимак, доктор философии в области права, общественный деятель