От заверений в дружбе к конкретным делам

Источник материала: Военно-промышленный курьер
28.02.2012 10:15 — ИноСМИ

От заверений в дружбе к конкретным деламМосква и ее союзники на постсоветском пространстве учатся вместе защищаться и вместе развиваться.

Кто ныне сможет одержать победу?

Новый орган управления

Анализ военных конфликтов различного масштаба начала ХХI века свидетельствует, что одним из важнейших факторов достижения успеха в бою, операции и войне в целом является устойчивость и оперативность управления войсками. Развитие ВВТ, расширение масштабов вооруженной борьбы, ведение боевых действий практически одновременно во всех сферах – на суше и море, в воздухе и космосе, а также появление новых элементов в структуре вооруженных сил еще более усилит зависимость хода и исхода вооруженного противоборства от уровня управления войсками.

Опыт войн и вооруженных конфликтов последнего десятилетия показывает, что создание эффективной системы управления повышает боевые возможности войск на порядок и сокращает цикл разведки, принятия решения, подготовки задач поражения примерно в пять-восемь раз. Так, по мнению американских экспертов в области трансатлантической безопасности и реформирования НАТО, военное превосходство в операции ХХI века определяется уже не столько количеством танков и ракет, состоящих на вооружении, сколько достоверным знанием ситуации в боевом пространстве и способностью согласованных действий всех участников операции – как военных, так и гражданских. Это в значительной мере обусловливается уровнем возможностей по предоставлению услуг устойчивой и надежной связи, наличием структуры управления на основе анализа разведданных в реальном масштабе времени.

Таким образом, широкое развитие новых технологий, в том числе в вооруженной борьбе, определило потребность объединить силы и средства Сухопутных войск, ВВС, ВМФ в единую систему на стратегическом направлении под единым управлением командующего войсками.

В соответствии с указом президента Российской Федерации от 2010 года сегодня действуют четыре военных округа на своих стратегических направлениях: Западный, Юго-Западный, Центрально-Азиатский, Дальневосточный. Под единым руководством на стратегических направлениях объединены все силы и средства вооруженной борьбы, разновидовые группировки сил.

Для организации управления военными округами в новом облике создан новый орган управления военным округом – объединенное стратегическое командование (ОСК).

На командование военным округом возложен ряд задач, среди которых можно выделить главные:

прогнозирование и оценка военных угроз безопасности Российской Федерации в границах ответственности;

своевременное вскрытие непосредственной подготовки агрессии против России и союзников, ее отражение во взаимодействии с другими войсками, воинскими формированиями и органами;

проведение мероприятий стратегического сдерживания, в том числе выполнение задач боевой службы и боевого дежурства силами флотов.

Главная особенность организации управления для ОСК – управление не только сухопутной группировкой, но и флотами, ВВС, ПВО, коалиционной группировкой войск. Так, на Западном стратегическом направлении в ее состав входят общевойсковые армии, региональная группировка войск Республики Беларусь, командование ВВС и ПВО, Северный и Балтийский флоты.

Для более эффективной организации управления межвидовыми группировками войск на стратегическом направлении пришлось изменить структуру окружного командного пункта (КП). В его состав включен Центр административно-территориального управления, который ранее выполнял задачи в округах (округ военного времени). В состав группы боевого управления КП теперь включены дополнительно пункт управления силами флота, командный пункт ПВО и авиации, пункт управления материально-техническим обеспечением.

Оперативному стратегическому командованию военного округа пришлось освоить новые функции в области управления прежде всего для руководства округом как в мирное, так и в военное время. Если брать морскую составляющую, то это реализовано следующим образом. Управление силами флота осуществляется через командующего флотом как в ближней, так и в дальней морской зоне напрямую. Также напрямую ОСК может управлять отдельной оперативной группировкой разнородных сил при решении конкретных оперативно-стратегических задач и отдельными элементами оперативного построения оперативных группировок разнородных сил.

Есть проблемы

В ходе мероприятий оперативной подготовки Западный военный округ уже приобрел определенные навыки управления войсками в новом облике. Примером тому могут служить командно-штабные тренировки и учения с управлением ЗВО в системе оперативной подготовки, учения по управлению авиацией и войсками ПВО на западном стратегическом направлении с боевой стрельбой, совместные учения с Республикой Беларусь. В частности, на «Щите Союза-2011» отрабатывались вопросы управления межвидовыми группировками войск на Западном стратегическом направлении, управления корабельной авиационной группой в операционной зоне Северного и Балтийского флотов по выполнению задач боевой службы в соответствии с планами мероприятий стратегического сдерживания ЗВО 2001–2012 годов (корабельная авиационная группа во главе с «Адмиралом Кузнецовым» выходила в Средиземное море), взаимодействия с другими войсками и воинскими формированиями в существующих границах округа.

Организация деятельности административно-территориального управления лежит на заместителе начальника штаба. Структура в целом обеспечивает выполнение поставленных задач. Ранее они возлагались на службы, создаваемые для периода военного времени, комплектование осуществлялось по остаточному принципу. Говорить о высоком качестве работы не приходилось. В настоящее время задачи выполняет постоянно действующий Центр административно-территориального управления в составе командования флота и под единым руководством командующего.

Управление межвидовой группировкой войск командующим ЗВО осуществляется через командующих объединений с защищенных подвижных пунктов управления. Но уровень развития вооруженных сил иностранных государств, научно-технический прогресс требуют создания перспективных ПУ, прежде всего подвижных, развития систем автоматизации управленческого процесса. Мы в этом не стоим на месте. На сегодня создан подвижный ПУ, который апробируется, в частности, в 20-й армии. Он прошел испытания и работает в ходе оперативной подготовки к реальным учениям.

Однако есть проблемы, решение которых, на наш взгляд, могла бы помочь ускорить военная наука. Это в первую очередь проблема сопряжения различных систем автоматизированного управления войсками. Работа в этой сфере тоже ведется. Причем не только в оперативных звеньях ВВС, ПВО, ВМФ, Сухопутных войск, но и в тактическом звене, в частности в 25-й бригаде.

Для нас сегодня очень важно овладеть новыми системами управления, чтобы наиболее полно использовать боевой потенциал межвидовых группировок войск на стратегических направлениях. Причем в едином информационном пространстве органов управления, средств разведки и поражения. Это позволит сократить время для принятия решения, постановки задач в бою и операции, повысит внезапность, живучесть и боеспособность наших сил. А главное – эффективно применить весь комплекс стратегического, оперативного и тактического вооружения на межвидовом уровне, на всю глубину территории противника. А стало быть, достигнуть военно-политических целей войны.

Таким образом, создание системы управления разновидовыми группировками сил на стратегическом направлении – жизненная необходимость. По нашему глубокому убеждению, в войне будущего победит не тот, кто имеет самый совершенный танк или самый быстрый и маневренный истребитель, мощную ракету, а тот, кто наиболее эффективно и скоординированно может управлять всем комплексом своих, пусть даже не самых передовых наземных, воздушных, морских, космических информационных вооружений.

В ближайшее время надо сосредоточить усилия стратегического командования войск ЗВО на дальнейшем внедрении уже разработанных документов, которые сейчас проходят апробацию, на приведении численности и органов управления, самих войск под конкретно поставленные задачи, на совершенствовании системы управления флотами и дальнейшей ее автоматизации, на развитии профессиональной подготовки руководящего состава.

Придется жить в условиях мировой экономической турбулентности

Рождение ЕЭС

Каковы результаты работы по формированию Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии, Казахстана, а также в чем наше видение единого экономического пространства? Это, как вы понимаете, имеет прямое отношение к вопросам экономической безопасности Российской Федерации и особенно актуально в условиях углубляющегося сегодня глобального экономического кризиса.

В настоящее время на пространствах трех стран создана единая таможенная территория. На внутренних межгосударственных границах снят таможенный контроль, упразднены все его виды, в частности санитарный, ветеринарный, транспортный.

Для того чтобы это сделать, пришлось провести массу мероприятий. Принят Таможенный кодекс союза, основанный на международной конвенции об организации упрощения таможенных процедур. Разработаны единые перечни продукции, которая должна отслеживаться в сфере санитарного, ветеринарного и карантинного контроля. Достигнуты соглашения и подписаны соответствующие договоры, которые унифицировали нормы, обеспечили взаимное признание всех разрешительных документов.

Система управления единой таможенной территорией нормализовала торговую политику внешнеэкономической деятельности, связанную с движением товаров. Единственное, что не удалось завершить пока, – создание единой системы экспортного контроля в связи с тем, что в Республике Казахстан эта система не только связана с общепринятыми в мире процедурами контроля по экспорту продукции военного и двойного назначения, но еще и отягощена процедурой контроля импорта. Поэтому принято рамочное соглашение, в соответствии с которым подготовлены общие списки товаров, прежде всего военного и двойного назначения, подлежащие экспортному контролю. Но любое государство вправе применять и дополнительные механизмы контроля.

В результате совместной работы комиссии ТС у нас сегодня на наднациональном уровне действуют единая система таможенного регулирования и торговли (в части таможенного тарифа), а также нетарифных мер ее ограничения, единая система санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Все решения комиссии Таможенного союза (около 900) показали, что наши государства в сфере экономики и торговли объединяет намного больше интересов, чем проблем, которые были связаны с экономическими противоречиями, в частности поставкой энергоносителей. Но мы их успешно преодолели, и сегодня фактически действует общий рынок товаров.

С 1 января 2012 года появился общий рынок услуг, капитала и труда. Это связано с введением в действие пакета соглашений о формировании единого экономического пространства. Оно предусматривает нормы конкуренции на рынках. В перспективе (до 2015 года) планируем унифицировать режим госзакупок, которые будут вестись по единым правилам.

Общий рынок услуг фактически уже работает в основной части услуг на принципе национального режима. Предусмотрена недопустимость дискриминации на рынке вне зависимости от происхождения предприятия или товара.

До 2015 года в рамках общих услуг унифицируем железнодорожные тарифы, тарифы по прокачке энергоносителей по трубопроводному транспорту. Таким образом будет образовано единое транспортное и энергетическое пространство, обеспечено единство правил ценообразования и регулирование всех естественных монополий. Комиссия, которая создается, получила полномочия контролировать тарифы как на железной дороге, так и на других видах магистрального транспорта.

В части движения капиталов также уже практически отсутствуют барьеры. Белоруссия даже признает рубль в качестве резервной валюты. Но тем не менее сохраняются некоторые ограничения на привлечение инвестиций, которые к 2015 году будут устранены.

В отношении трудовой миграции мы приняли два соглашения. Они уравнивают права трудящихся мигрантов в части социальных гарантий, норм безопасности труда и всех необходимых процедур, которые будут открыты для граждан трех государств.

В декабре 2011 года главы государств приняли решение об углублении экономической интеграции, в частности о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС). В настоящее время ЕЭС – это Таможенный союз плюс единое экономическое пространство. В рамках дальнейших шагов с 1 февраля заработает новая структура управления ЕЭС. Комиссия Таможенного союза преобразована в Евразийскую экономическую комиссию. Она наделена сегодня примерно 180 функциями государственного управления и регулирования и будет выполнять их как наднациональный орган. То есть все прежние и новые решения ее обязательны для трех государств.

Комиссия будет работать в составе двух органов управления. Это Совет комиссии, который состоит из трех вице-премьеров и все решения принимает на основе консенсуса, а также Коллегия Евразийской экономической комиссии из девяти чиновников (по три от каждого государства). Они работают как международные служащие на общее дело и не принимают предложений со стороны делегировавших их правительств. В компетенции коллегии – вопросы таможенного регулирования и реагирования.

Наиболее важный партнер – Украина

В Таможенный союз могут войти государства – члены Евразийского экономического сообщества, которое было образовано более 10 лет назад в целях создания ТС. Сегодня эта цель достигнута: Таможенный союз функционирует в полном объеме. Но есть еще два государства, которые пока вне его, – Киргизия и Таджикистан. В отношении их сейчас ведется работа по определению формата участия в ЕЭС и выполнения необходимых предварительных условий. Заявление от Киргизии уже поступило, от Таджикистана пока нет, хотя отчасти это связано с тем, что у нас нет общей границы с РТ. Считаем, что в течение двух-трех лет Таджикистан полностью сможет выполнить условия для вступления в союз.

В ближайшие несколько лет Евразийский экономический союз заработает в полном объеме. Что касается Украины, то она для нас наиболее важный партнер, с которым Россию связывают тысячи кооперационных связей, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе. Примерно 200 украинских предприятий работают в тесной кооперации с нашим ОПК. Считаю, единое экономическое пространство без Украины будет незавершенным. Поэтому прилагаем максимум усилий, чтобы убедить руководство этой страны вернуться в переговорный процесс. Пока же украинские коллеги участвуют в качестве наблюдателей в ЕврАзЭС.

Не скрою, мы рассчитывали, что после ухода «оранжевых» новое украинское руководство предпримет шаги для возвращения в общий интеграционный процесс с Россией, Белоруссией и Казахстаном. К сожалению, этого пока не происходит, хотя Украина на грани экономической катастрофы. Это единственное государство в СНГ, которое до сих пор не достигло даже советского уровня производства и выпускает товаров примерно на 1/3 меньше, чем Украинская ССР.

Повторю: Украина находится в состоянии экономического бедствия, ее экономическое положение ухудшается. Единственный способ для страны выйти на нормальную траекторию развития – восстановить единое экономическое пространство с нами, получить газ и нефть на условиях равного ценообразования, устранить барьеры, которые мешают кооперации и сотрудничеству. По нашим оценкам, участие Украины в Таможенном союзе позволит ей улучшить условия торговли на 10 миллиардов долларов. Это фактически тот дефицит платежного баланса, из-за которого она погружается все больше и больше в долговую яму.

Треть ведущей отрасли украинского машиностроения, химико-металлургический комплекс и агропромышленность теснейшим образом связаны с Россией. Мы недавно сделали расчеты экономического эффекта интеграции. Для всех четырех государств с участием Украины этот прирост составит примерно 15–17 процентов ВВП в десятилетней перспективе. Совокупная экономическая оценка дополнительного производства за счет устранения барьеров – 700 миллиардов долларов.

Россия, Белоруссия и Казахстан этот эффект наблюдают уже сегодня. За один год работы в рамках ТС (после снятия таможенных барьеров) мы получили прирост взаимной торговли в 1,5 раза. При этом и общий рост внешней торговли увеличился примерно на 30 процентов. Но все же взаимная торговля растет почти в два раза быстрее. Особенно взрывной рост наблюдается в приграничных зонах, а также в области машиностроения. Например, рост оборота между Казахстаном и Белоруссией увеличился в пять раз всего за один год. То есть эффект единого таможенного пространства в плане восстановления сложившихся десятилетиями кооперационных связей очевиден.

Дальнейшее во многом будет зависеть от того, как три государства (может, и шесть) смогут не только скоординировать свои действия, но и выйти на общую стратегию развития. Она позволит оптимизировать рост производства, сконцентрировать усилия на ключевых приоритетах, связанных со структурной перестройкой и диверсификацией экономики, выйти на темпы роста не менее семи процентов в год.

В условиях глобального экономического кризиса, который продолжает углубляться, мы видим, что всевозможные встречи на высших уровнях, включая экономический форум в Давосе, не дают никаких позитивных эффектов для новой мировой валютно-финансовой и экономической архитектуры. Ведущие страны, которые сегодня получают монопольную ренту, эмитируя мировые валюты (США, Европа и Япония), не заинтересованы в том, чтобы что-либо менять. Мы должны исходить из того, что никаких существенных изменений в регулировании мировой экономики и мировых финансов в обозримом будущем не произойдет. Нам надо научиться жить в условиях мировой экономической турбулентности, экономического хаоса. Отсюда важны расширение и углубление собственного экономического пространства. Наши расчеты показывают: для того чтобы России пройти модернизацию, структурно перестроить экономику, осуществить намеченные планы, необходимо выйти на темпы развития в два раза больше тех, которые сегодня зарегистрированы в прогнозах.

Нам надо поднять нормы инвестиций не меньше, чем на 25 процентов ВВП. Очень важно для этого иметь большое экономическое пространство. Его расширение наряду с ТС и ЕЭП – серьезная задача.

У нас зона свободной торговли также с СНГ, Сербией, Черногорией. Ведутся переговоры о свободной торговле с Вьетнамом и Сирией. То есть расширение географии и углубление интеграции, восстановление технологических связей и создание общей стратегии развития – необходимые условия для того, чтобы Россия успешно развивалась в условиях нарастающей глобальной нестабильности. 

Военно-промышленный курьер(оригинал новости)
←МТС договорилась с HTC о прямых поставках его аппаратов

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика