Праздничная очередь
Накануне Нового года на пунктах пограничного пропуска скопились сотни грузовиков. К концу этой недели ситуация на границе усугубится за счет очередей частного автотранспорта.
По прогнозам пограничных служб, в праздники ежедневно границу будет пересекать 15-25 тыс. человек. С 29 числа на границе начнутся многочасовые пробки из легковых автомобилей и туристических автобусов. Самыми напряженными днями традиционно будут 29-31 декабря и 3-5 января. В этом году таможенники пообещали, что на каждом пункте в три смены будут работать по 12 человек. Легковые автомобили на постах Торфяновка, Светогорск и Брусничное пустят по полосам грузового транспорта.
Что касается грузовиков, то для них пик новогодних рейсов пришелся на конец прошлой недели. В пятницу очередь из грузовых автомобилей на въезд в Россию на российско-литовской границе в пункте Убылинка составила 440 фур, а в Бурачках стояло 970 грузовиков. Аналогичная ситуация сложилась и на других пунктах пропуска, построенных более 10 лет назад и рассчитанных на другие грузопотоки. По данным погранохраны Латвии, продолжительность ожидания на границе достигала 85 часов.
На российско-эстонской границе на трех пунктах пропуска ежедневно скапливалось по 70-100 грузовых фур. Напряженная ситуация сложилась и на границе с Финляндией. За сутки посты Выборгской таможни оформляли по 600-800 фур и от 8 тыс. до 13 тыс. легковых машин. "Сейчас очереди из грузовых машин на границе сокращаются, потому что все, что нужно было для новогодних праздников, в Россию уже ввезено", - рассказал Валерий Волков, генеральный директор ЗАО "Автоколонна 1107".
Часть грузов после создания таможенного союза грузоотправители перенаправили в Россию через Белоруссию и Казахстан - из-за льготных условий оформления. Но положительный эффект оказался невелик - перевозчики по-прежнему проводят в очереди по 15 часов.
По мнению первого заместителя председателя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Константина Шаршакова, очереди сохранились из-за того, что в июне этого года сотрудников таможни наделили еще и функциями транспортного и фитосанитарного контроля. В СЗТУ говорят, что сейчас идет реформа, в рамках которой планируется сократить 20% сотрудников, увеличив число специалистов на границе. Для улучшения ситуации необходимо и создание новых рабочих мест, которые появятся еще не скоро.
Несмотря на то что существуют альтернативные пути доставки грузов (авиационный, морской и железнодорожный), автомобильный транспорт остается самым дешевым способом транспортировки. В случае если часть грузов будет перенаправляться альтернативными путями, стоимость импортной продукции будет расти.