Раскаиваясь в перезагрузке: российская «сфера привилегированных интересов» в Евразии подрывает внешнюю политику США

Источник материала: The Heritage Foundation, США
22.07.2011 13:14 — ИноСМИ

На протяжении многих лет российские дипломаты открыто заявляют, что бывшие советские республики, составляющие Содружество Независимых Государств (СНГ), не являются по-настоящему суверенными странами. Как утверждают российские аналитики, Москва считает политику перезагрузки администрации Обамы признанием того, что СНГ входит в сферу влияния России. До настоящего времени политика перезагрузки терпит заметные неудачи в вопросах продвижения важных американских интересов в Евразии, включая действия, предотвращающие появление на этом континенте державы-гегемона, сохранение равных условий доступа к рынкам и природным ресурсам, а также развитие демократии и свободных рынков на базе законности. С началом перезагрузки президент Обама понизил значимость своих встреч с главами государств на постсоветском пространстве, сигнализируя о снижении американской вовлеченности и интереса к этому региону. Некоторые высокопоставленные американские руководители даже говорят своим подчиненным, чтобы те не докучали им с проблемами Кавказа.

Понятно, что Вашингтону нужен новый подход к внешней политике в Евразии, направленный на недопущение появления российской сферы влияния или иной региональной гегемонии. Соединенные Штаты должны наращивать свою дипломатическую поддержку суверенным государствам, таким как Украина и Грузия, и расширять круг своих реальных обязательств перед регионом. В конкретном плане Вашингтону следует оказывать политическую поддержку строительству трубопроводов с востока на запад и отстаивать суверенитет и территориальную целостность в соответствии с нормами международного права – даже если это будет вызывать недовольство России – в то же время играя активную посредническую роль в спорах в Приднестровье и на юге Кавказа.

В поисках евразийской гегемонии

С тех пор, как Борис Ельцин потребовал в 1993 году предоставить России сферу влияния в СНГ, эта цель является движущей силой российской внешней политики. Для достижения этой цели Россия использует все инструменты своей власти: энергоресурсы, торговлю, инвестиции, связь данных факторов с российской организованной преступностью, политические диверсии, проникновение разведки, а также расширение сети военных баз. Россия грозит, и даже использует военную силу, как было в 2008 году в Грузии. Сегодня Москва оказывает давление на Киргизию, Таджикистан и Украину с тем, чтобы они присоединились к Таможенному союзу, в котором доминирует Россия и состоят Белоруссия и Казахстан.

Россия также контролирует военные базы и ключевые военно-промышленные объекты в Молдавии, на Украине, в Армении, Таджикистане и Киргизии. Она пытается свергнуть грузинское правительство и постоянно использует экономическое давление, чтобы взять под свой контроль газовую компанию и трубопроводы Белоруссии. Политика Москвы по-прежнему состоит в оказании воздействия на страны СНГ с тем, чтобы те отвернулись от Европы, а также в сохранении российского влияния на политику и экономику соседей. Одновременно, вопреки официальным заявлениям об обратном, Москва неутомимо работает над тем, чтобы выдавить Соединенные Штаты из Центральной Азии, хотя страны этого региона помогают США и НАТО в их действиях на территории Афганистана.

Такое враждебное отношение к США, унаследованное от советского прошлого, помогает Москве добиваться того, что политика перезагрузки по сути дела снижает американское влияние в Евразии, а также в Восточной и Центральной Европе. Польза от политики перезагрузки для США ограничивается поддержкой по Афганистану и договором по контролю вооружений СНВ-3, хотя Россия оказывала бы такую поддержку и заключила этот договор и без уступок США в СНГ.

Высокая цена перезагрузки


Поскольку Москва пытается помешать созданию натовской системы ПРО и утверждает, что санкции и давление против Ирана не нужны, политика перезагрузки приводит к неприятным последствиям и нуждается в переоценке. Хотя администрация и НАТО самым похвальным образом осуществили усилия по укреплению обороноспособности прибалтийских государств, их действия в СНГ явно недостаточны. В условиях отсутствия последовательной политики США в СНГ этот обширный регион вполне может пострадать от дестабилизации. Ситуация в Центральной Азии уже крайне нестабильна, и Москва ищет предлог для ввода туда своих войск, одновременно усиливая правящие там автократические режимы.

- На Кавказе Москва открыто работает над свержением правительства Грузии и над дестабилизацией всего региона. После российско-грузинской войны 2008 года Россия продолжает поддерживать «независимость» Абхазии и Южной Осетии, создавая и расширяя там сеть своих военно-воздушных, военно-морских и сухопутных баз.

- Хотя Украина отказалась от своих прозападных позиций после периода «Оранжевой революции» (2004-2010 гг.), попытки Москвы давить на нее с момента подписания российско-украинских соглашений в 2010 году уже привели к устойчивому ухудшению отношений между двумя странами, так как Москва неослабно продолжает свое давление.

- В Молдавии не достигнуто никаких успехов в деле восстановления территориальной целостности страны и вывода остающихся там российских войск. Такая ситуация сохраняется с 1992 года, когда поддержанная Россией армия отделила от Молдавии регион Приднестровье с его преобладающим славянским населением и установила там криминализованную власть.

- Хотя Москва при поддержке США выступает в качестве  посредника в Нагорном Карабахе в целях достижения мира между Баку и Ереваном, она также получила базу в армянском Гюмри до 2042 года и обеспечила поставки в Россию из Азербайджана до 2 миллиардов кубометров газа в год. Между тем, недавний провал организованного Россией саммита между Арменией и Азербайджаном открывает дорогу возобновлению боевых действий в Нагорном Карабахе, что подрывает интересы США на Кавказе в целом.

Нужна новая политика по Евразии


В этих обстоятельствах в интересах США выработать связную и последовательную политику в целях укрепления суверенитета и безопасности СНГ.

- Соединенные Штаты должны подчеркивать свою поддержку украинской независимости и суверенитета, активизировать свои усилия в области военной реформы, способствовать увеличению американских инвестиций, открытости в торговле, а также наращиванию иностранных вложений в модернизацию атомной и газовой отрасли, одновременно занимаясь поисками сланцевого газа в этой стране.

- Что касается Грузии, администрация должна разъяснить России, что возобновление войны дорого обойдется Москве. Она должна четко показать, что весьма заметные действия России по подрыву грузинского режима приведут лишь к усилению преданности США Грузии, включая поставки оборонительных вооружений. Администрация должна также отказаться от своих попыток давить на Грузию, чтобы та уступила и позволила России вступить во Всемирную торговую организацию. Грузия в настоящее время занимает непримиримую позицию, добиваясь восстановления существовавшего ранее положения в Абхазии и Южной Осетии. Москве надо дать понять, что она не может создавать закрытые торговые блоки в рамках СНГ и одновременно добиваться членства в ВТО. Иными словами, США должны отстаивать неприкосновенность норм международного права и договоров, даже если это расстроит Россию.

- Кроме того, Вашингтону необходимо проявлять гораздо больший интерес к Азербайджану и проблеме Нагорного Карабаха. Он должен прекратить думать об Азербайджане исключительно как о промежуточной остановке на пути в Афганистан, и ясно дать понять, что США высоко ценят участие своих компаний в проектировании основных экспортных газопроводов. В то же время, Вашингтон должен стать активным посредником, а если понадобится, то и гарантом возможного будущего мирного урегулирования. Если две стороны не предпримут серьезных усилий по восстановлению мира, ситуация в Нагорном Карабахе может существенно ухудшиться.

- И наконец, администрация должна успокоить государства Центральной Азии, поддерживающие действия США в Афганистане и рассчитывающие на Америку в том, что она защитит их от российского и китайского давления. Хотя Соединенные Штаты могут к 2014 году вывести свои войска из Афганистана, Америка оставит в этой стране свои объекты, обеспечивающие подготовку афганских сил к защите от террористических нападений. США необходимо превратить Северную сеть снабжения в постоянно действующий региональный транспортный механизм, обеспечивающий экономическое развитие и сотрудничество с этими государствами. Одновременно Соединенным Штатам надо сформулировать планы не только по двусторонней торговле и инвестициям, но и по общему региональному развитию, помочь в создании прозрачных политических институтов, системы ответственного государственного управления и власти закона.

Инвестиции сейчас, дивиденды позже

Безусловно, первостепенная геополитическая цель США по-прежнему заключается в недопущении возврата евразийской империи и отказа от международного устройства в Евразии, возникшего после окончания холодной войны. Более того, если не инвестировать необходимые ресурсы сейчас, то при возникновении очередного кризиса – спровоцированного исламизмом, имперской экспансией России или жестокостью Китая – издержки на его преодоление будут гарантированно выше, чем те вложения, которые Америка может осуществить в настоящее время. Профилактика всегда обходится дешевле, чем лечение.

Ариэль Коэн - доктор наук, старший научный сотрудник программы российских и евразийских исследований и международной энергетической политики Центра внешнеполитических исследований им. Дугласа и Сары Эллисон (Douglas and Sarah Allison Center for Foreign Policy Studies), который является подразделением Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис (Katherine and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies) при фонде Heritage Foundation. Стивен Бланк – доктор наук, профессор Военного колледжа сухопутных войск США, занимающийся исследованиями по вопросам национальной безопасности.

The Heritage Foundation, США(оригинал новости)
←Белоруссия умерила аппетит

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика