Николай Радов: Станет ли Белоруссия страной олигархов?
В белорусском информационном пространстве последних нескольких недель неоднократно появлялась информация о том, что в сложившейся экономической ситуации Александр Лукашенко считает меньшим злом появление белорусских олигархов, нежели приход в республику российских. Доказательством этого, по мнению ряда экономистов и политологов, является тот факт, что на объявленных Госкомимуществом аукционах основными покупателями предлагаемых предприятий (а это, как правило, малоизвестные и практически нерентабельные производства в регионах) являются местные бизнесмены. Так, например, белорусской компании "АнвойИнвест" (принадлежит местному бизнесмену и по совместительству депутату горсовета Анатолию Войтику) недавно было продано 80,7% акций ОАО "Барановичигазстрой", ОАО "АТЭП-5" купило 42,1% акций ОАО "Борисовский ремонтно-механический завод", ООО "УнивестСистем" приобрело 46% акций ОАО "Элегант", вдобавок к этому белорусы купили несколько мебельных фабрик, деревообрабатывающих предприятий и т.п. Помимо этого, главным сигналом о начале формирования в стране собственной олигархической структуры многие считают процесс создания национальных холдингов, объединяющих государственные предприятия под управлением частных структур. Правда, понятие "частная структура" в Белоруссии достаточно условное, так как в стране практически нет ни одного крупного предпринимателя, который был бы полностью независим от государства.
Предполагается, что создание крупных производственных холдингов станет определенного рода барьером на пути российского капитала, который, как считают некоторые, рвется в Белоруссию. Сегодня в республике создаётся ряд совместных государственно-частных объединений, которое должны перейти под управление преданных президенту людей. Например, генеральный директор и миноритарный акционер ОАО "БАТЭ" - одного из крупнейших в СНГ производителей стартеров, будет руководить еще 13 предприятиями с государственным участием, среди которых, например, "Автогидроусилитель" и "Белкард". Надо отметить, что заработная плата рабочих на указанных предприятиях, в том числе и на БАТЭ, далека от средней по стране, хотя, согласно статистике, все они не являются убыточными. Более того, существующий на базе БАТЭ одноименный футбольный клуб является, пожалуй, самым успешным и богатым белорусским клубом, чего не скажешь о простых трудящихся. Еще одним, по мнению многих, белорусским олигархом является владелец "Савушкина продукта" Александр Мошенский (помимо всего прочего, ему принадлежат ООО СП "Санта Бремор" - крупнейший производитель рыбопродуктов в Белоруссии, а также мощности по производству мороженого "ЮККИ" и безалкогольных напитков), который на базе своего производства должен создать национальную молочную компанию, куда войдут Березовский сыродельный завод, Кобринский маслосырзавод, Лунинецкий маслозавод, а также первый и второй гормолзаводы столицы. Дополнить список тех, кому Лукашенко доверяет, долженАлександр Шакутин, который, помимо обладания сенаторским креслом в Совете Республики (Верхняя палата белорусского парламента), является главным акционером и председателем совета директоров ОАО "Амкодор", довольно прибыльного предприятия, производящего дорожно-строительную, коммунальную, аэродромную и сельскохозяйственную технику. Государство решило поручить его заботам еще и ОАО "Дзержинский завод "Агромаш", РУП "Завод "Эпос", и ОАО "Минский приборостроительный завод", на балансе которого в Минске находится большое количество столичной недвижимости, в том числе, зданий, пригодных для сдачи офисов в аренду.
Все вышеизложенное вроде бы наталкивает на один лишь вывод - Лукашенко действительно не желает раздавать россиянам государственные предприятия, передавая их белорусским "олигархам". Но так ли это на самом деле? Обратимся, для начала, к термину "олигархия". С древнегреческого языка он дословно означает "власть немногих", то есть политическое и экономическое господство небольшой группы людей, правящих государством и экономикой. Олигархи сосредотачивают в своих руках господство над всеми отраслями экономики и другими сферами общественной жизни, стремятся диктовать свои условия. При этом влияние на политическую жизнь страны, как правило, происходит путем сращивания с государственным аппаратом. Из этого следует, что олигархом в полной мере можно называть лишь того, у кого в руках сосредоточены не только огромные материальные богатства, но и политическая власть. Однако подобного явления в нынешней Белоруссии пока не наблюдается.
Сегодня говорить о том, что в республике начал формироваться слой местной олигархии, на наш взгляд, рано. Конечно, богатые люди всегда были в Белоруссии, однако их практически никогда не допускали к государственной власти. Даже сейчас, в период острой нехватки средств и толковых управленцев, практически никто из так называемых белорусских олигархов не имеет какой-либо серьезной государственной должности. Исключением, пожалуй, является Шакутин, но и его пост является скорее почетным, чем реально на что-либо влияющим.
Помимо всего прочего, состояния белорусских богачей не идет ни в какое сравнение даже с российскими бизнесменами, которые уже давно находятся в первых рядах журнала "Forbes". Наиболее богатыми среди тех, кого сегодня в Белоруссии называют олигархами, являются, в первую очередь, наиболее приближенные к особе президента люди. Если отбросить семью Лукашенко, то к ним относят Юрия Чижа, Владимира Пефтиева, Павла Топузидиса, Анатолия Тернавского, Аркадия Добкина и еще нескольких наиболее заметных представителей белорусского бизнеса. Все эти люди, по белорусским меркам, достаточно богаты для того, чтобы их можно было называть местечковыми олигархами.
Например, Чиж владеет группой компаний "Трайпл" (помимо всего прочего, "Трайпл" занимается переработкой и продажей нефтепродуктов, ей принадлежит существенная доля белорусского рынка нефтепродуктов в негосударственном секторе), горнолыжным комплексом "Логойск", сетью гипермаркетов, ОАО "Березовский комбинат силикатных изделий", Молодечненским мясокомбинатом, а с 2008 г. ему отдано в разработку Хотиславское меловое месторождение. Помимо этого, Чиж является председателем Белорусской федерации борьбы и председателем правления футбольного клуба "Динамо Минск".
Пефтиев, в прошлом году первый в истории Белоруссии включенный в список журнала "Forbes", является руководителем ЗАО "Белтехэкспорт" (компания занимает большую долю рынка по экспорту и импорту товаров военного назначения в РБ), миноритарным акционером компании Velcom (СП ООО "Мобильная цифровая связь"), имеет активы в СООО "Малиновщизненский спиртоводочный завод "Аквадив", является акицонером ОАО "Приорбанк" и ОАО "Белвнешэкономбанк" и т.д. Считается, что именно Пефтиев является одним из главных спонсоров режима Лукашенко.
Тернавский управляет белорусским подразделением ГК "Юнивест" и является на протяжении последних лет одним из крупнейших частных поставщиков и переработчиков сырой нефти и экспортером нефтепродуктов из Белоруссии. Он также является экспедитором на Белорусской железной дороге и владельцем нефтебазы в Гомельском районе, соинвестором Жлобинского физкультурно-оздоровительного центра, заказчиком и инвестором строительства торгово-развлекательного комплекса в Бресте, одним из крупнейших застройщиков г. Минска и Минского района и т.п.
Топузидис владеет крупнейшей табачной фабрикой "Табак-Инвест" и сетью гипермаркетов "Корона". Казалось бы, не так уж и много, однако необходимо понимать, что табачный бизнес в Белоруссии весьма прибылен, а "Табак-Инвест" имеет исключительное право на производство сигарет известных мировых брендов.
Аркадий Добкин, член совета директоров ассоциации "Руссофт", а также президент и председатель совета директоров EPAM Systems - компании, которая на сегодняшний день является одним из крупнейших разработчиков программного обеспечения в стране, и на базе которой реализуется, пожалуй, самый амбициозной проект белорусских властей по созданию нового мирового центра аутсорсинга - Парка высоких технологий.
Подобный список можно продолжать достаточно долго, однако необходимо помнить, что ни один из всех вышеперечисленных бизнесменов не состоялся бы без поддержки белорусских властей. Таким образом, можно констатировать, что импульс в развитии крупного капитала в республике дало само государство, которое, на наш взгляд, ни десять, ни пять лет назад, ни сейчас не видит необходимости в появлении реальных олигархических структур в стране. Главными причинами подобного отношения со стороны государственной власти, на наш взгляд, являются следующие.
Во-первых, клан Лукашенко не позволит никому управлять страной, пускай даже на местном уровне. Стремление контролировать все и всех не даст сформироваться белорусской олигархии, так как первые же попытки независимых решений, не идущих в одном направлении с идеями режима, будут пресекаться и строго наказываться. Примеров в современной Белоруссии предостаточно: бывший друг и соратник президента, а также миллионер И. Титенков, который уже несколько лет боится возвращаться в страну, Е. Шигалов (владелец самого крупного в республике рынка "Торговый дом Ждановичи"), который "профилактически" был посажен за якобы подделку бумаг, связанных со строительством на месте государственного заказника "Лебяжий", и позже отпущенный, по слухам, на свободу за 4,5 млн. долларов и т.д.
Во-вторых, состояние политической системы Белоруссии с 1996 года фактически закрывает доступ к серьезным государственным постам представителей бизнеса. Прийти во власть на местном уровне и при этом оставить при себе свой бизнес возможно, однако быть крупным бизнесменом в высших органах государственного управления, как это бывает в России, в РБ практически нереально. Например, по итогам прошлогодних выборов в местные советы депутатов, практически во всех регионах страны представители бизнеса смогли получить депутатские мандаты. Так, в Минский горсовет был включен (известно, что списки депутатов в Белоруссии формируются еще до выборов) первый заместитель гендиректора ИООО "Итера Бел" Игорь Русакевич, первый заместитель гендиректора ОАО "Керамин" Максим Тютюнов, заместитель директора ЗАО "Ингрида Нафта", основатель центра по лазерной коррекции зрения "Оптимед" Владимир Голобурда и т.д. Если же посмотреть на списки депутатов Национального Собрания Республики Беларусь (парламент страны), то среди 110 человек, находящихся в нижней Палате представителей, найти сколько-нибудь крупного предпринимателя будет практически невозможно. В верхней палате из 64 ее членов есть лишь 2 бизнесмена - уже упоминавшийся ранее Шакутин, и Николай Мартынов (владеет ОАО "Красный Октябрь" и ОАО "Витебское пиво"). Что же касается правительства республики, то здесь уже многие годы нет никого, кто бы мог официально похвастаться крупным капиталом.
В-третьих, несмотря на то, что Лукашенко старается окружить себя наиболее преданными людьми, раздавая им как вотчинные владения государственные предприятия, надо помнить, что за последние 17 лет у президента Белоруссии сформировалось четкое представление о том, что нельзя доверять абсолютно никому. Поэтому и раздаются предприятия пускай и достаточно прибыльные, но не играющие определяющей роли в жизнедеятельности белорусского режима. Ни нефтепереработку, ни разработку месторождений калийной соли, ни даже телекоммуникации государство отдавать, по крайней мере, пока не собирается никому - ни белорусским, ни русским, ни западным бизнесменам.
Таким образом, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в обозримом будущем Белоруссия не станет страной олигархов. До тех пор, пока в республике есть лишь один олигарх, контролирующий абсолютно все: от посева зерновых до строительства спутника - конкурентов у него на белорусской земле не будет. Сегодняшний процесс передачи ряда заводов белорусским бизнесменам похож, скорее, на попытку удержать в руках государства как можно больше прибыльных предприятий, дающих реальные деньги в республиканский бюджет. Именно поэтому государство с легким сердцем и практически за бесценок раздает свои небольшие активы тем, кто находится рядом с руководством страны, но не в нем самом. Лукашенко действительно боится номенклатурной приватизации, способной создать прямую угрозу его политической власти, поэтому президент сделает все возможное, чтобы разгосударствление прошло под полным его контролем и при участии его доверенных лиц, не обличенных никакой властью.
Что касается российского капитала, претендующего в первую очередь на крупный государственные активы, то его участие в приватизации будет ограничено не только за счет жестких условий покупки предприятий, но и путем завышения их стоимости. Итогом, на наш взгляд, может стать проведение широкой "народной" приватизации, когда вместо заработной платы будут предлагаться акции заводов и фабрик (такие примеры есть уже и сегодня). Таким образом, государство сможет убить двух зайцев сразу: выполнить перед МВФ и ЕврАзЭС обязательства по проведению приватизации и не допустить к покупке госактивов крупных иностранных инвесторов. Так как у населения, по подсчетам специалистов, на руках находится от 5 до 12 млрд. долларов США, выполнить трехлетний план по приватизации (продажа на сумму около 7,5 млрд. долларов) белорусскому правительству по силам. Выдержит ли народ? Этот вопрос пока остается открытым..