Шестое чувство
Шестое чувство
Иногда безошибочно распознать преступника на улице среди сотен лиц сотрудникам департамента охраны помогает только... чутье. Бывает, несущего службу милиционера что–то словно подтолкнет изнутри: дескать, именно этот прохожий заслуживает внимания. Следуя интуиции, наряд группы задержания останавливает человека, просит предъявить документы. В подавляющем большинстве случаев выясняется, что совесть задержанного действительно нечиста.
Что такое профессиональное чутье, откуда оно берется?
Лицом к лицу
Под цепким взглядом командира взвода Октябрьского отдела департамента охраны Могилева Сергея Беззубенко мне становится как–то неуютно. Появляется ощущение, что собеседник видит меня насквозь, даже читает мысли. Именно у этого лейтенанта милиции с пятнадцатилетним стажем чаще, чем у других в отделе, срабатывает «чуйка».
...В шестом часу утра лейтенант Сергей Беззубенко и майор Александр Горянчик, закончив дежурство, возвращались в отдел. Мимо проехал старенький «жигуленок». Самый обычный, ничем не примечательный. И вместе с тем... весьма подозрительный. «Копейка» скрылась за поворотом, было решено ее догнать. В багажнике и салоне обнаружились канистры с краденым дизельным топливом.
Это уже потом милиционеры вспомнили, что автомобиль двигался как–то украдкой, неуверенно, багажник провисал чуть ли не до земли. А сперва был только поданный инстинктом сигнал — догнать, выяснить, что к чему.
В другой раз во время дежурства лейтенант Беззубенко получил ориентировку: во дворе многоэтажки вскрыли авто, украли магнитолу. Примет злоумышленника потерпевший не запомнил. Но что–то подсказало командиру взвода, что искать нужно на конечной остановке автобусов. Приехали и действительно увидели среднестатистического «пассажира» без особых примет. Тем не менее именно под одеждой ничем не примечательного гражданина обнаружился похищенный аппарат.
— Откуда берется интуиция? — Сергей на минуту задумывается. — Она развивается с годами, с опытом. Появляется здоровое недоверие к людям с большими пакетами, сумками, излишне суетливым, с настороженным взглядом. А вообще, это трудно выразить словами. Чутье и есть чутье.
С годами Беззубенко стал еще более наблюдательным: в подсознании откладываются марки и номера машин из ориентировок, приметы подозреваемых. Ведь для задержания преступника по горячим следам или по прошествии времени в 90 процентах случаев важнее всего именно человеческий фактор. Достижения далеко шагнувшей за последние годы криминалистики, сложные экспертизы чаще помогают собрать улики, неопровержимые доказательства вины.
Работа на опережение
В Октябрьском отделе департамента охраны Могилева не раз случалось, что благодаря чьей–то интуиции подозреваемого задержат, изымут краденое, хотя хозяин обнаруженных вещей еще и сам не догадывается о пропаже. Вернется человек с дачи, обнаружит, что нет велосипеда или аккумулятора. Прибежит с заявлением в милицию, когда преступление уже раскрыто.
Не так давно милиционеру–кинологу сержанту Дмитрию Бадееву и водителю прапорщику Юрию Абушкевичу чем–то не понравился парень, шедший в полночь от автомобильной стоянки. Вроде дело обычное: человек поставил машину и возвращается домой. Был он трезв и прилично одет. Но все равно настораживал.
Подошли. Человек вдруг занервничал, стал сбивчиво отвечать на вопросы, руки затряслись. Дверца одной из легковушек на стоянке была приоткрыта, а в салоне прятался сообщник задержанного. Интуиция не подвела: 20–летние ребята вышли на дело, разукомплектовывали «Жигули» на запчасти. Вполне вероятно, воровали не в первый раз.
В тот же день благодаря Бадееву и Абушкевичу удалось вернуть и «Ауди», давно числившуюся в угоне. Легковушку перекрасили, но и это злоумышленникам не помогло.
Дмитрий и Юрий тоже не берутся объяснить, как срабатывает интуиция. Глаз вдруг фиксирует несоответствие, иногда почти неуловимое. Тут же включается мозг, начинает анализировать. А душа требует: останови, проверь. Это берется из подсознания, иногда подсказки приходят... во сне. За многолетнюю службу что–то откладывается в «подкорках». Во дворах «спальных» районов, где живут тысячи человек, сотрудники отдела охраны со временем начинают безошибочно отличать «своих» от «чужих», автомобили жильцов от легковушек гостей.
А еще, по утверждению кинолога, за версту чувствует злодеев служебная собака Хорни, которой передается настроение «командира».
Человек с ружьем
На рассвете прапорщики Николай Перепечин и Алексей Гецман проезжали мимо торгового центра «Континент» в Могилеве, заметили на улице человека с длинным полиэтиленовым свертком. Еще посмеялись: неужели в такую рань вышел на охоту? Каково же было их удивление, когда в полиэтилене действительно оказалось ружье, незарегистрированное. Хозяин оружия, чего–то испугавшись, решил утопить его в Днепре. На пустынный берег реки и направлялся. Почему не пожелал добровольно сдать ружье в милицию, сейчас выясняется.
Начальник отдела департамента охраны Октябрьского района Могилева Юрий Григорьев во время инструктажей всегда учит подчиненных прислушиваться к собственной интуиции. Не доверять ей никак нельзя. Подполковник милиции, конечно, материалист и не верит ни в какие потусторонние силы. Просто, по его наблюдениям, интуиция срабатывает далеко не у всех, а только у сотрудников, проработавших в охране не менее 5 лет. А главное — неравнодушных. Ведь ничего не стоит «придушить» чутье: дескать, показалось. Но это будет непростительной ошибкой. Проверено: человек, выхваченный цепким милицейским глазом из толпы, чаще всего либо оказывается преступником, либо, напротив, нуждается в защите.
Юрий Григорьев может привести множество подобных примеров и объясняет их так:
— Картинка на подсознательном уровне складывается в голове, вырисовывается из различных мелочей: «что–то неправильно». Это уже потом, при знакомстве с задержанным, замечаешь и бегающий настороженный взгляд, и пальцы, что–то нервно теребящие. Вспоминаешь, что, увидев наряд милиции, человек почему–то засуетился, хотел убежать, был немотивированно дерзок или, напротив, размяк. Поначалу же есть только установка: пора вмешаться.
В общем, судя по всему, чутье можно в себе развить, воспитать.
Этого не отрицает и ведущий психолог Могилевского областного управления охраны Алла Короза. По ее словам, знаменитая милицейская интуиция — вовсе не выдумка, не чья–то фантазия. Чутье, так называемая «чуйка», — не что иное, как выработанный с годами рефлекс реагировать на выбивающиеся из общей картины события, факты, слова и поступки людей. Они фиксируются в подсознании, побуждают к действию. В общем, никакой мистики. Все закономерно.
Фото автора.
Автор публикации: Ирина МЕНДЕЛЕЕВА