К гадалке не ходи
К гадалке не ходи
Что ни день — в сводках преступлений очередная история о жертвах уличных гадалок. На днях пенсионерка из Минска за пятнадцать минут лишилась всех своих сбережений. Именно столько длился сеанс снятия порчи. Услуги по спасению от всевозможных бед и болезней бабуле предложила незнакомка, появившаяся днем на пороге квартиры. «Целительницу», прихватившую с собой пять с половиной миллионов рублей, до сих пор ищут. А вот 10–летнего «экстрасенса», облапошившего студентку в подземном переходе станции метро «Пушкинская», нашли буквально через несколько дней. Мальчишка «увидел» страшное проклятие, нависшее над несчастной, и тут же вызвался его снять. Так доверчивая девушка лишилась золотого колечка и крупной суммы денег.
Казалось бы, подобные истории вместе с запретом на рекламу услуг разношерстных «мистиков» должны были сделать свое дело. Но нет! Люди по–прежнему не могут устоять перед соблазном заглянуть в будущее, почистить ауру, а заодно избавиться от злого рока. У одних такой интерес к паранормальному подогрет телевизионными шоу вроде «Битвы экстрасенсов», где реальность тесно переплетается с выдумкой. Другим отказать уличным шарлатанам мешает суеверный страх.
Миф первый: они наводят порчу
Студентка–заочница Маша уже не первый год работает администратором солярия в Минске. Ее обязанность — относить дневную выручку в банк. Привычный маршрут лежит через Привокзальную площадь. Именно там к ней чаще всего подходят гадалки. Их типичные предложения Маша всегда отметала. Однако одна шарлатанка была настроена по–боевому. В прямом смысле слова. Вместо того чтобы переключиться на других прохожих, вцепилась девушке в волосы.
— Она показала мне вырванную прядь и пригрозила, что наведет порчу, если я ее не выкуплю, — вспоминает Маша. — В моем кошельке тогда было больше миллиона рублей выручки. К счастью, я догадалась схитрить: прикинулась бедной студенткой, вытянула двадцатитысячный банкнот и сказала, что это все деньги, которые у меня есть.
Взрослые разумные люди, оказавшись застигнутыми врасплох, нередко теряют способность критически мыслить и совершают поступки, которые после сами же считают абсурдными.
— Понятие «порча» пришло к нам из древних языческих религий, — комментирует ситуацию протоиерей Олег Шульгин, руководитель социального отдела Минской епархии Белорусской православной церкви. — Тогда люди считали, что могут взаимодействовать с потусторонними злыми силами, которые ближе к материальному миру, чем добрые. Вера в порчу, сглаз, заговоры и привороты — отголосок того времени, живущий в некоторых до сих пор. Когда человек поддается подобным страхам, убеждает себя, что проклят, он теряет духовную защиту, дарованную Богом, который действует в нас только с нашего согласия. Веря в порчу, мы отказываемся считать Господа всемогущим, допуская, что некий сглаз может нарушить богоустановленный порядок. Поэтому воцерковленному человеку, который с верой в Бога живет и причащается Святых Таин, порча не страшна. Можно лишь посочувствовать изрыгающим проклятия в их столь неблагодарном труде и пожелать им спасения души и возвращения к Небесному Отцу путем покаяния.
Миф второй: они владеют гипнозом
Бывшая студентка Борисовского медицинского колледжа Татьяна несколько лет назад едва не отдала всю свою стипендию незнакомой даме прямо в отделении банка. Она плохо помнит, как оказалась в состоянии транса. Зато ясно видит картину: кассир, колотящий костяшками пальцев по окошку, злые глаза шарлатанки и она, застывшая с протянутыми незнакомке деньгами в руках. Татьяна уверена, что стала жертвой гипноза. Уличных гадалок и экстрасенсов она боится как огня: не ровен час, снова окажется в их власти.
— Есть несколько способов воздействия на человека, — отмечает доктор медицинских наук профессор Владимир Доморацкий. — Один из них — внушение. Внушаемость у всех людей разная, к тому же это непостоянная характеристика и может меняться. Ослабленный человек, лишенный, например, сна становится более внушаемым. Так называемый цыганский гипноз, применяемый уличными магами, основывается на перегрузке сознания. Когда человека хватают за руки или одежду, начинают галдеть с разных сторон — это один из способов ввести его в транс. Гипнотическое воздействие может быть оказано разными способами в доли секунды, если возникает замешательство. Например, человек на вокзале идет к кассам купить билет. Он сосредоточен на этом действии. Внезапно его тянут за рукав и что–то спрашивают: автоматический стереотип прерван, возникло замешательство, человек открыт внушению. Для отражения атаки есть масса контрприемов. Самый простой — фраза–заготовка с резким, недвусмысленным отказом вступать в контакт. «Можно вас попросить?» — «Нет, нельзя!» Главное — говорить уверенно, не останавливать и не поддерживать беседу.
Миф третий: они дают психологические установки
Стилистический редактор газеты для подростков Елена не верит ни в порчу, ни в гипнотизерские способности гадалок. Но когда встречается с назойливыми «экстрасенсами» на улице, не спешит грубо их отшить. Она верит, что такие люди способны дать негативную психологическую установку: укоренившись в сознании, «плохая» программа, подобно вирусу, начнет влиять на поведение, после чего действительно последует череда ошибок и неудач.
— Все зависит от способностей шарлатана, — уточняет Владислав Ивановский, врач–психотерапевт Минского центра пограничных состояний психотерапии. — Далеко не каждый специалист способен дать психологическую установку человеку в течение нескольких минут: для этого нужны колоссальные профессиональные навыки и возможности. В большинстве случаев уличные гадалки этого делать не умеют. Другое дело, что многие люди изначально сами себя настраивают на негатив. Постоянные стрессы, неурядицы, ожидание чего–то плохого плюс неприятная встреча, становящаяся последней каплей, действительно могут обернуться срывом и неудачами. На что настраиваешься, то и получаешь. Совет, который могу дать в такой ситуации, смотреть на того, кто пытается внушить вам нечто плохое, как на несчастного ребенка, надеющегося, что его обман не раскроют.
Компетентно
Начальник отдела информации и общественных связей ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский:
— Сталкиваясь с уличными экстрасенсами, люди становятся жертвами не сверхъестественных сил, а банального обмана. Обычно у таких аферистов есть врожденные способности психолога: они тонко чувствуют настроение своей жертвы и могут манипулировать ею. Гадалка, например, берет человека за руку не потому, что на ладони «написана» его судьба, а для того, чтобы чувствовать изменения пульса. Если он учащается, значит, озвученные «магом» предположения верны. Они, как правило, расплывчаты и касаются всех. Один из вариантов: «у вас есть проблемы в семье». А у кого, скажите, их нет?! За этим следует еще одно предположение, например, «ваш близкий человек болен». И снова в точку: абсолютно здоровых людей тоже нет. Слово за слово завязывается разговор, и шарлатан втирается в доверие. У таких аферистов в запасе множество психологических приемов, с помощью которых можно напугать жертву, а потом выманить деньги. Есть и другая опасность: пока один заговаривает зубы, второй может незаметно вытащить кошелек или телефон. Нужно помнить, что все «магические» пассы уличных «колдунов» — это всего лишь отвлекающие движения. Чем больше их сделано, тем выше риск лишиться своего имущества.
Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".
Автор публикации: Елена СОЛОВЬЕВА