Игорь Сукач про слишком низкую плату за интернет, "серый" Wi-Fi в кафе и закон об электросвязи
Генеральный директор "Атлант Телеком" и зампредседателя ассоциации "Белинфоком" Игорь Сукач собрал 13 августа белорусских журналистов на неформальный обед, где охотно ответил на многие, в том числе неудобные для провайдера вопросы, пишет корреспондент it.tut.by.
Игорю Николаевичу было что рассказать и про свою компанию, и про белорусских пользователей, и про отечественный рынок электросвязи. По его словам, о проблемах отрасли все знают, но эти проблемы не решаются годами. IT.TUT.BY внимательно выслушал директора крупнейшего частного провайдера.
Мы слишком мало платим за интернет
О недовольстве пользователей, по словам Игоря Сукача, провайдеры прекрасно осведомлены, но не в силах повлиять на ситуацию.
По его словам, предпосылок для удешевления доступа в интернет в Беларуси сейчас нет. Условия диктует "Белтелеком", а провайдеры управлять ценами на услуги не могут. "Могу дать столько, сколько дают мне", - сказал он.
"Большинство пользователей не понимает, за что они платят", - заявил Игорь Сукач, - Проблема не в стоимости, а в том, что клиент за эти деньги получает".
Потребление трафика растет с каждым годом. За рубежом выходит так, что пользователь платит столько же, получая с каждым годом больше трафика и услуг, ведь и поставщик трафика снижает цены. "У нас же уже три года не менялись цены для провайдеров", - объяснил он. "Цены для провайдеров у "Белтелекома" не рыночные".
"Белтелеком" загоняет провайдеров в ловушку - придет такой момент, когда мы просто не сможем дать больше!" - повторил Сукач сказанное в интервью IT.TUT.BY в январе.
"Когда пользователь говорит, что интернет должен быть дешевле, что имеется в виду? Что в техподдержку нужно взять необразованных юнцов или вообще отказаться от техподдержки? Или что нам нужно проводить нелегальные линии связи? Вряд ли", - объяснил он. "А ведь по-другому уменьшить абонентскую плату мы не сможем".
Само содержание инфраструктуры, по его словам, оператору стоит около 100 тысяч рублей на одного абонента. "Посмотрите на цены на интернет, к примеру, в Германии - там 30 евро - это самый минимум. А ведь мы в Беларуси ставим такое же оборудование, прокладываем такие же кабели", - пояснил директор "Атлант Телеком". На персонал, по его словам, также уходит 35% расходов компании и зарплаты сотрудников вовсе не "перегретые". На привлечение абонента тратится более 80 долларов.
Ранее Игорь Сукач подробно рассказывал прессе, из чего складывается цена для конечного пользователя.
"Оператор не зарабатывает на интернете, вообще!" – заявил он, - Зарабатывать у провайдера получается на дополнительных услугах и сервисах, но именно на предоставлении доступа в интернет компании с трудом "выходят в ноль". "Взял втридорога, продал в пять раз дешевле", - Игорь Николаевич разводит руками.
Средняя выручка на одного абонента в месяц (ARPU), по его словам, слишком низкая: около 8,5 доллара без НДС, а у московских провайдеров APRU находится в районе 15 долларов. "С учетом зарплат стоимость телекоммуникационных услуг должна быть выше, чем сейчас", - считает Сукач. Цены на услуги можно повысить (при том условии, что провайдеры сделают это одновременно), однако проблему это не решит, до бесконечности цены повышать нельзя.
Развитие нельзя останавливать
Чистая прибыль "Атлант Телеком", по словам Сукача, практически равна нулю, но за счет амортизации компания может развиваться. Инвесторы компании хотят получать прибыль, но в то же время в телекоммуникационную индустрию нужно вкладывать значительные средства, пока сети есть куда расти.
С одной стороны, инвесторам нет смысла содержать игрока, который теряет позиции на рынке. С другой же стороны, один из инвесторов, по данным директора "Атлант Телеком", уже задумывается над тем, сможет ли обеспечить постоянно растущую компанию достаточными средствами.
"Мы непрерывно ведем строительство сетей", - сказал Игорь Сукач. По его словам, широкополосным доступом уже пользуются 100 тысяч абонентов "Атлант Телеком", с каждым годом число абонентов увеличивается на 40-50%.
Покупкой провайдера Solo "Атлант Телеком" остался доволен. "Сейчас занимаемся их приведением к нашему единому стандарту", - рассказал Сукач. Сумму сделки он отказался назвать.
По его словам, пару раз в квартал компании поступают предложения о покупке менее крупных провайдеров. Конкретных планов по покупке других провайдеров в ближайшее время у "Атлант Телеком" нет, но стратегические планы есть. "Вероятно, об этом сообщу в следующем году", - поделился планами директор компании. "Но мы не стараемся все застроить и всех купить", - повторил Сукач сказанное во время круглого стола на конференции "Деловой интернет".
Также Игорь Николаевич рассказал об улучшении работы колл-центра компании. "Сейчас норматив времени ожидания ответа абонентом - одна минута, а к концу года это время сократим до 40 секунд", - сказал он.
Корпоративный рынок перестал быть причиной для "битв", а малым провайдерам неинтересно работать в регионах
При работе с юридическими лицами ARPU выше, но белорусским компаниям частные лица в качестве клиентов интереснее. По словам Сукача, юрлица требуют значительно большего внимания и дополнительных услуг совсем другого качества. Но цены для физических и юридических лиц в Беларуси почти одинаковые, что не дает компаниям генерировать дополнительные продукты.
У "Белтелекома", по мнению директора "Атлант Телеком", есть значительная "фора", но другие провайдеры также участвуют в конкурентной борьбе. За новых абонентов-юрлиц, к примеру, при открытии нового офисного здания, уже не происходит "битв" между провайдерами - корпоративный рынок перестал быть "лакомым кусочком".
"Рынок широкополосного доступа конкурентный, но вопрос в том, какая на нем конкуренция", - пожаловался Сукач. По его словам, "Белтелеком" нередко использует административный ресурс, особо это чувствуется в регионах. В качестве примера он привел тот факт, что к новым жилым домам, в том числе в Минске, по умолчанию проводится интернет от "Белтелеком".
"Почему в райцентрах нет своих операторов? Им там неинтересно!" - продолжил он. Игорь Николаевич подчеркнул, что основная проблема для малых провайдеров - высокие закупочные цены "Белтелекома" на трафик.
Новый закон об электросвязи не должен сделать революции
На вопрос о том, что принесут грядущие поправки в закон об электросвязи, Игроь Сукач прямо ответил: "А не знаю". По его словам, ничего революционного в закон вносить не собираются.
"Поправки не носят новаторский характер: изменения в индустрии уже произошли, но они не были отражены в законе", - объясняет он. В поправках должны найти отражение существующие акты и постановления, до сих пор бывшие, по словам Сукача, "подзаконными". Кроме того, в законе должны быть четко прописаны функции НЦОТ. Также Игорь Николаевич рассказал, что хоть ОАЦ и выступает в роли регулятора, но своего контролирующего органа центр не имеет. Эти функции сейчас выполняет БелГИЭ.
Больше всего директора "Атлант Телеком" волнует требование, заложенное в проекте постановления Совмина касательно гарантирования абонентам минимальной и максимальной скорости передачи данных. "В первую очередь пострадают абоненты! Но ведь это постановление невыгодно и провайдерам, и министерствам, и даже "Белтелекому", - подчеркнул Сукач.
Также Игоря Николаевича как активного деятеля "Белинфоком" беспокоит то, что при внесении поправок в законодательство учитывается мнение только крупных игроков (в их число входит и "Атлант Телеком"), но интересы мелких провайдеров защищать практически некому.
"Серых" провайдеров почти не осталось, но 95% Wi-Fi-точек в кафе - "серые"
Несмотря на то, что мелким провайдерам непросто работать, большинство "серых" провайдеров стараются легализоваться. По словам Сукача, нелегальных провайдеров с хотя бы несколькими сотнями абонентов осталось не больше десятка. Большинство из них - самодельные домашние сети.
"Но их не режут, легче резать легальных", - сказал он о борьбе с "серыми" провайдерами. По его мнению, к мелким провайдерам часто "придираются" из-за невыполнения формальных требований. Об этом он недавно подробно рассказывал "Компьютерным вестям".
Также Игорь Сукач остался недоволен темпами строительства легальных Wi-Fi-сетей, к которому недавно приступил "Атлант Телеком". "Крупные заведения считают, что провайдеры должны сами инвестировать в Wi-Fi-сети, а мелкие считают, что "и так сойдет" - Wi-Fi их клиентам как будто не нужен!" - сказал он.
По его словам, многие кафе и рестораны самостоятельно устанавливают Wi-Fi-роутеры на свой страх и риск. По его мнению, "серых" Wi-Fi-сетей в белорусских заведениях абсолютное большинство, до 95%.
Безлимитные тарифы ограничены в целях безопасности и нужны далеко не всем
Директор крупнейшего частного провайдера Беларуси признал, что по-настоящему безлимитные тарифы компаниям невыгодны и даже небезопасны. Те тарифы, которые сейчас называются безлимитными, имеют ограничение по скорости по достижении определенного трафика: после Х скаченных гигабайт скорость падает до минимальной. Этот факт не утаивается от пользователей и открыто прописан в информации о тарифах.
По словам Сукача, такая политика проводится в целях безопасности провайдера и пользователей. Имея по-настоящему безлимитный тариф, легко организовать "серую" сеть, когда один абонент "раздает" трафик на нескольких других. В случае, если таких "серых микропровайдеров" окажется много, скорость соединения заметно упадет у всех пользователей.
Впрочем, по его мнению, большинству пользователей не нужны безлимитные тарифы, далеко не все за месяц выкачивают больше 75 Гб. Также, по его данным, белорусы активнее интересуются внутренними ресурсами провайдера: трафик на них в 2,5 раза превышает внешний трафик.
На вопрос о том, сколько трафика Игорь Сукач потребляет сам, он ответил: "Около 20 гигабайт мы потребляем всей семьей. Что касается скорости, то мне абсолютно комфортно на 10 Мбит/с".
Мобильный интернет - не конкурент "стационарным" провайдерам
На вопрос о том, является ли развитие мобильного интернета угрозой "стационарным" провайдерам, он ответил: "Мы практически не пересекаемся".
Провайдеры внимательно следят за развитием 3G-сетей и перспективами 4G, но пока видят мобильный интернет только как дополняющую технологию.
"Для мобильных устройств ведь не нужен "большой" интернет", - сказал Сукач, показывая на пятидюймовый экран смартфона. По его мнению, объемы потребления трафика на мобильных устройствах не идут в сравнение со "стационарным интернетом".
"Но с ростом потребления трафика проблема с "Белтелекомом" для мобильных операторов будет так же актуальна, как и для нас", - дополнил он.
Кроме того, директор компании отметил, что у "Атлант Телеком" нет абонентов, использующих dial-up, хотя в целом по республике остаются пользователи морально устаревшей технологии.
На вопрос о том, какие проблемы чаще всего испытывают интернет-пользователи, Игорь Николаевич ответил: "В основном абоненты не знают, сколько им нужно платить". По его данным, вопрос о размере ежемесячной оплаты и начислениях является самым распространенным при звонках в колл-центр провайдера.
Что касается технических проблем, то, по словам Сукача, они чаще всего вызваны проблемами с оборудованием абонента, операционной системой, вирусами. "Современные компьютеры стали слишком умными", - с улыбкой объяснил он.