Новый помощник президента ратует за электронную экономику
12.06.2013 10:48
—
Новости Hi-Tech
Кирилл Рудый вчера был назначен новым помощником президента по экономическим вопросам. Каких взглядов придерживается 35-летний доктор экономических наук, можно понять из его последней статьи «Электронная экономика государства», опубликованной в майском номере ведомственного журнала Нацбанка РБ «Банковский вестник», пишет technology.bel.biz.
Правда, удастся ли ему реализовать эти идеи на госслужбе - вопрос еще тот, отмечает TUT.BY. Данный материал написан, когда Рудый работал одним из руководителей компании «Бел Хуавэй Технолоджис». Хотя до этого он был советником посольства Беларуси в Китае. Именно опыт развития Поднебесной призвал взять на вооружение Александр Лукашенко, назначая Рудого своим помощником.
В своей статье Кирилл Рудый предложил шаги по развитию электронной экономики Беларуси. В литературе также встречаются названия e-economy, новая экономика, информационная, сетевая, интеллектуальная экономика, которая предполагает использование информационных и компьютерных технологий (ИКТ) для обеспечения прироста общественного продукта, повышения производительности во всех секторах экономики.
Рудый полагает, что сравнение отдельных показателей развития электронной экономики Беларуси с рядом стран пока не в пользу нашей страны. Эксперт считает, что ИКТ-сектор Беларуси требует модернизации. «Беларусь опережает Казахстан и Украину по уровню развития ИКТ. При этом по показателю предоставления электронных услуг Республика Беларусь уступает в конкуренции всем близлежащим странам и странам - участницам Единого экономического пространства», - отмечает он.
Помощник президента обращает внимание на то, что в Беларуси нет электронного правительства. «ООН ежегодно публикует, как правило, топ-50 стран по индексу их готовности к введению электронного правительства. В данном рейтинге Беларусь занимает 61-е место. Несмотря на имеющуюся нормативную базу, электронного правительства в его международном понимании в Беларуси нет. С учетом рассмотренных выше других элементов электронного здравоохранения, образования, энергетики и прочих сфер можно также утверждать, что электронная экономика государства в целом находится в Беларуси только на этапе формирования», заключает он.
Третий вывод, который делает Рудый, - «популярность интернета в Беларуси находится на среднемировом уровне». «По количеству пользователей интернета на 100 человек Беларусь уступает всем своим условным конкурентам, кроме Украины. При этом этот показатель находится на среднемировом уровне: 39 в Беларуси против 35 в мире, 26 - в развивающихся странах и 74 - в развитых», отметил эксперт.
В качестве приоритетных шагов по развитию электронной экономики Беларуси Кирилл Рудый предлагает создать координационный центр по регулированию электронной экономики, разработать государственный финансовый механизм поддержки и усилить международное сотрудничество.
Новоиспеченный помощник президента отмечает, что «масштабное и системное развитие электронной экономики государства потребует существенных финансовых ресурсов». По оценке ОЭСР, инвестирование 1 доллара в сферу ИКТ требует дополнительных инвестиций в размере 9 долларов в соответствующие отрасли. Прямое государственное инвестирование, как правило, осуществляется в создание ИКТ-инфраструктуры. Так, принятие в 2010 году в ЕС нового законодательства по госинвестициям в ИКТ в сельской местности и неприбыльных отраслях привело к дифференциации цен на электронные услуги в различных регионах. Наряду с прямыми государственными инвестициями в электронную экономику важным финансовым механизмом является косвенное государственное стимулирование частного сектора. Например, применение в Японии беспроцентных кредитов, налоговых льгот привело в 2007 году к подключению более 8 млн домашних хозяйств к системам оптического волокна, что сделало Японию мировым лидером в данной сфере. Важно подчеркнуть, что «прямое и косвенное государственное инвестирование не должно влиять на конкурентную среду в сфере ИКТ». «В этой связи первостепенная роль государства в развитии электронной экономики должна быть направлена на создание равных справедливых условий хозяйствования всех субъектов в сфере ИКТ, обеспечение равного доступа к предоставлению и получению электронных услуг со стороны государственного, частного и иностранного секторов», написал Рудый, будучи одним из руководителей белорусской «дочки» китайской ИКТ-компании «Хуавэй».
Рудый считает, что «наличие в Беларуси технических вузов, готовящих высококонкурентных специалистов, является хорошей основой для кадрового обеспечения электронной экономики». Он называет отток специалистов в более высокооплачиваемые частный и иностранный секторы ИКТ «естественным процессом». В этой связи государственный сектор не может напрямую конкурировать с частными белорусскими и иностранными компаниями, поэтому может лишь косвенно стимулировать данный сектор для достижения своих целей, превращая их из конкурентов в партнеров, полагает Рудый. Вместе с тем «взаимовыгодным видится включение представителей основных игроков белорусского рынка ИКТ в состав координационного совета по регулированию электронной экономики. В этом случае кадровое обеспечение будет представлять государственно-частное партнерство и отвечать интересам различных субъектов рынка».
Помощник президента призывает смириться с мыслью, что «Беларусь в настоящее время не является мировым лидером в сфере ИКТ и обладателем новейших технологий». «Поэтому международное сотрудничество становится приоритетом в создании полноценной и конкурентоспособной электронной экономики. В зависимости от уровня развития национальных ИКТ и IT-компаний во многих странах строится международное сотрудничество. Например, США, защищая от конкуренции свою корпорацию Cisco, в 2012 году ввели политические санкции относительно китайских корпораций Huawei и ZTE. В свою очередь Канада, Великобритания, Австралия и другие страны, наоборот, проводят политику по привлечению этих компаний со своими технологиями на национальный рынок. В этой связи формирование международного сотрудничества в сфере ИКТ должно соответствовать потребностям национальной электронной экономики, уровню конкуренции и развития национальных технологий и соответствующих корпораций, а также приоритетам политического взаимодействия», - заключает Кирилл Рудый.